Введение в социальную экология. Предпосылки социальной экологии. Социально-экологические системы. Антропогенез и географическая среда, экологические кризисы прошлого, страница 31

            Из выступления т. Мао в 1958 г.: Цинь Ши-Хуанди далеко до нас. Я утверждаю, что мы по чище Цинь Ши-Хуанди. Мы закопали в 100 раз больше человек. Считаем, что еще мало сделали, можно сделать еще больше.


Кочевые народы

            Человечество, проживающие вне пойменных ландшафтов Великих рек, обладало менее стабильными ресурсами и в большей степени зависело от колебаний климата, чем земледельческие народы. Материальных свидетельства кочевые народы оставили существенно меньше, чем земледельческие, что обусловлено отсутствием письменности, каменного строительства и т.д.  Источниками информации о кочевых народах, в основном, являются свидетельства, оставленные их врагами – земледельцами.

            Историческая судьба кочевых народов тесно связана с динамикой климатических процессов. “Кочевник не может жить без скота, скот – без травы, трава – без воды” –  это и есть основная закономерность существования кочевников. Колебания климата происходят циклично: увлажнение сменяется засухой, засуха – увлажнением и т.д. При увлажнении климата увеличиваются пастбищные ресурсы – растет поголовье скота, соответственно увеличивается численность человеческих популяций кочевников. Период увлажнения сменяется засухой – и кочевники, размножившиеся в благоприятные времена, отправляются в поисках лучших мест и лучшей жизни или погибают. Кочевнику всегда необходимо больше земли, чем земледельцу, и поэтому межплеменные столкновения в периоды аридизации климата не могли не вызвать истребительных войн за пастбища. Предполагается, что образ жизни кочевников Евразии в 1-2 тыс. до н.э. напоминал образ жизни североамериканских индейцев, обитателей прерий, где при сходстве материальной культуры, каждое племя держалось обособленно от соседей и находились с ними в состоянии непрерывной войны.

            Излишки степного населения устремляются туда, где есть вода, пища, женщины и прочие блага, - в оазисы, поймы Великих рек. Земледельцы речных цивилизаций никогда не были мирными и безобидными, и, следовательно, не были беззащитными. Но когда кочевые племена двигались огромными массами (от безысходности переселенцы двигались со всеми семьями, имуществом, скотом и т.д.), отступать им было некуда, то в поймах рек наступали  “темные времена”. Такие массовые нашествия неоднократно в истории речных цивилизаций являлись причиной их упадка и даже гибели.

            Примеры:

19 век до н.э. – вторжение племен амореев из степей в Двуречье;

17 век  до н.э. – вторжение гиксосов в Египет (падение Среднего Царства, 100 лет смуты); нашествие племен касситов на Двуречье;

12 век до н.э. – нашествие ливийцев на Египет; вторжение племен Чжоу в Китай.

            Темные времена, обусловленные вторжением кочевников, рано или поздно заканчивались. Кочевники растворялись в местном населении, иногда образовывали правящую элиту, новые царские династии, и речные государства продолжали существовать.

            Особенности среды обитания “степных” цивилизаций следующие: аридный или субаридный климат, степной, лесостепной, полупустынный ландшафт, значительные пространства. Основная технология – скотоводство, иногда охота и кочевое земледелие. Главное место в стадах занимал крупный рогатый скот, овцы, лошади.  Скотоводство имело три варианта: 1) племя живет оседло, но часть семей вместе со скотом перемещается для его прокорма; 2) племя кочует с весны до осени со стадами; 3) племя кочует круглый год. В 1 и 2 варианте скотоводство сочетается с земледелием;  3 вариант распространен в полупустынных ландшафтах.

Социально-политическое устройство: родоплеменная  военная республика или монархия (царь или вождь, как правило, “первый – среди равных”).