Введение в социальную экология. Предпосылки социальной экологии. Социально-экологические системы. Антропогенез и географическая среда, экологические кризисы прошлого, страница 2

“Для улучшения положения бедных необходимо уменьшение относительного числа рождений…  Если вы не хотите чтобы голод и войны уничтожили избыточное население, не допускайте появление детей, которых не можете прокормить”.

Таким образом, Мальтус один из первых выделил основные социально-экологические факторы, ограничивающие численность человеческих популяций – голод, болезни и войны.

Мальтус и его теория оказали значительное влияние на Ч. Дарвина, на социобиологию, современные демографические концепции (А. Сови, У. Томсон, У. Фогт – “популяционный детерминизм” в демографии).

Теория Мальтуса лежит в основе современной теории нулевого роста. Теория нулевого роста  - это теория, отвергающая принципы экономического роста, также роста рождаемости, потребления, использования природных ресурсов и т.д. Эти принципы рассматриваются как опасные в экологическом и гуманитарном отношении, как вероятные причины будущей катастрофы. В современном виде теория нулевого роста получила развитие в раках исследований Римского Клуба. “Технологическому оптимизму” (принцип максимализации  производства  и потребления) теория нулевого роста  противопоставляет принципы глобального равновесия, стабильности, выживания, простого воспроизводства.

Одним из главных критиков Мальтуса выступал К. Маркс, который считал, что теория Мальтуса абстрактна, внеисторична, претендует на абсолютный закон. “Исторически всякому особенному способу производства в действительности свойственны свои особенности, имеющие исторический характер “законы народонаселения”. Мальтузианство, считает Маркс, - несостоятельно.

Похожие представления имел английский ученый Генри Томас Бокль (1821-1862).  Суть его теории заключается в перенесении законов природы, установленных естествознанием, на историю человечества. Человеческая история по Боклю “результат двоякого действия: действия внешних явлений на дух человека и духа человеческого на внешние явления”. Внешние физические причины: влияние климата, пищи, почвы, ландшафта.  Причем, пища – вторична, так как зависит от почвы и климата. От почвы и климата зависит “история богатства”: “почвой обуславливается вознаграждение, получаемое за труд, а климатом – энергия и постоянство самого труда”.

Плодородие почвы через избыток продовольствия увеличивает народонаселение, а это по Боклю ведет к уменьшению доходов каждого работника. На юге пища более дешева и требует  меньших усилий для ее добывания. Отсюда – громадное население, нищета работников, чудовищное богатство правителей.

Особо подчеркивает Бокль значение ландшафта, который “действует на накопление и распределение умственного капитала”. Бокль различает ландшафты, возбуждающие воображение (“виды грозной природы”) и ландшафты, способствующие развитию рассудка, логическому мышлению. Первый тип характерен для тропиков. Это места возникновения всех древнейших цивилизаций, в которых преобладающее воздействие имели силы природы. В таком ландшафте преобладающее направление истории – подчинение человека природе. В Европе (второй тип) преобладающее направление истории – подчинение природы человеку.

У социологов 19 века произошло четкое различие “социального” и “физического” при рассмотрении человеческого общества. Основной упор был сделан на экономические и религиозные факторы (К. Маркс, М. Вебер, В Парето, О. Конт).  Наиболее близок к социоэкологическим теориям был Г. Спенсер. Г. Спенсер  положил начало биосоциологии, которая основывается на анализе человеческого общества в терминах  биологии, на аналогиях социального организма и биологического организма. В рамках биосоциологии большое внимание уделяется влиянию биологических факторов (строение тела, раса, наследственность) на человеческую деятельность, на культуру. На основе антропометрических данных обосновывается в том числе и превосходство одних рас над другими (де Ланж, Аммон). На основе биологических закономерностей выводятся законы человеческого общества. Большой вклад в развитие биосоциологии внесло учение Ч. Дарвина (“дарвинизм”).   Применение дарвинизма при рассмотрении человеческого общества послужило основанием для социал-дарвинизма. Наиболее известные представители социал-дарвинизма – Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер.