Введение в социальную экология. Предпосылки социальной экологии. Социально-экологические системы. Антропогенез и географическая среда, экологические кризисы прошлого, страница 3

Людвиг Гумплович (1838-1909) предложил объяснение социальных явлений с позиций натурализма, рассматривая человеческую историю как “естественный процесс”, а социальные законы – как простую разновидность законов природы. В качестве основного объекта изучения выдвинул социальную группу и предложил систему законов, которым подчиняется движение социальных групп – т.е. историческая эволюция. Общество, социум трактуется как продукт завоевания одних социальных групп другими социальными группами. “Любая  мощная этническая или социальная группа стремиться к порабощению слабых групп. В подчинении слабых проявляется естественный общественный закон – закон борьбы за существование.

Густав Ратценхофер (1842-1904)  считал, что основными явлениями и процессами социальной жизни являются: размножение и самосохранение индивидов, борьба за существование, абсолютная враждебность рас, расовая дифференциация, пространственное расположение, господство и подчинение, эволюция интересов, государство, глобальное общество. Ратценхофер полагал, что социологические закономерности близки к химическим и биологическим закономерностям.

Уильям Самнер (1840-1910), американский социал-дарвинист считал, что общественная эволюция имеет неуклонный и автоматический характер, а естественный отбор и борьба за существование – универсальные законы. Основополагающими мотивами человеческих действия являются голод, сексуальная страсть, честолюбие и страх.

В 19 веке и в начале 20 века широкое распространение получило антропогеографическое направление.  Социально-экологические подходы отмечаются в работе “Цивилизация и великие исторические реки” (1889) русского географа Льва Ильича Мечникова (1838-1888). Мечников отвергал социал-дарвинизм и подчеркивал, что в человеческом обществе стремление к кооперации, сотрудничеству является определяющим. “Биология изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т.е. факторами кооперации в природе”.

Центральное место в теории Мечникова занимает идея общественного прогресса. Без идеи прогресса – человеческая история представляет лишь бессмысленный склад событий. Важной задачей является определить в чем состоит прогресс и по каким признакам можно узнать прогрессирует ли данное общество. В качестве количественного показателя степени эволюции общества по пути прогресса Мечников предложил уровень солидарности, которая вытесняет первичную борьбу за существование. Солидарность может достигаться как добровольно, так и по принуждению. История по Мечникову – это процесс постепенной трансформации от кооперации подневольного типа (за счет внешних принудительных сил) к свободной и добровольной кооперации. Источником эволюции цивилизации является отношение между средой и способностью населяющих данную среду людей к кооперации и солидарности.

Мечников широко использовал термин “географическая среда”. Географическая среда по Мечникову – это не просто окружающая  природа, а лишь та ее часть, которая  вовлекается в процесс человеческого труда и изменяется под его воздействием. Географическая среда играла и играет по Мечникову огромную роль в истории человечества. Главным компонентом географической среды является гидрологический фактор (водные ресурсы). На его основе Мечников выделил в мировой истории три основные эпохи или цивилизации:

1) речная;

2) морская;

3) океаническая (всемирная).

Гидрологический фактор и способность населения приспосабливаться в ходе трудовой деятельности к внешним условиям – это движущая сила истории человечества. Анализируя развитие древних цивилизаций с орошаемым земледелием (Египет, Месопотамия, Индия)  Мечников показал, что не плодородие почв послужило причиной расцвета этих цивилизаций, а, наоборот, развитие орошаемого земледелия привело к превращению заболоченных долин в мировые житницы.