Введение в социальную экология. Предпосылки социальной экологии. Социально-экологические системы. Антропогенез и географическая среда, экологические кризисы прошлого, страница 19

2) субпассионарии – люди, обладающие повышенной реактивностью и пониженной целеустремленностью; их активность возникает за счет внешних раздражителей; в силу своей подвижности они часто играют важную роль в судьба этносов, но если пассионарии могут проявить себе без субпассионариев, то последние – ничто без пассионариев, так как сами не могут поставить себе ни цели, ни организоваться; максимум их способностей – разбой и проч.;

3) апассионарии – большая часть населения, у которой пассионарность мала и уравновешивается  инстинктом самосохранения.

            Гумилев считает, что пассионарность имеет в своей основе энергетическую природу. Количество энергии, которую получает живое вещество биосферы больше нежели требуется для поддержания жизни. Все живое вещество (в том числе и человек) является источником свободной энергии, которая может производить работу. Избыток свободной энергии в биосфере является причиной, которая заставляет саранчу устремляться тучами навстречу своей смерти, а этносам вести войны, миграции и т.д.  Поступление энергии в биосферу из космоса меняется во времени и соответственно в этих ритма пульсирует биосферы. Избыток энергии (например, за счет высокой солнечной активности) вызывает в этносе сверхнапряжение, пассионариный толчок.

            Исходя из этого, пассионарность – это способность  впитывать энергию внешней среды и направлять ее в деятельность, в изменение ландшафтного и этнического окружения. Психика трансформирует импульсы энергии так, что вызывает повышенную активность носителей пассионарности, которые выступают своего рода ретрансляторами.

            Пассионарий – отклонение от нормы, мутант, так как взрыву пассионарности сопутствует мутагенный сдвиг, порождающий отклонения от нормы. Но если большая часть физических и психических уродов-мутантов гибнет без последствий, то пассионарии, являясь продуктом мутации, в этом смысле исключение. Прежде чем их устранит естественный отбор, они оставляют глубокий след в продуктах жизнедеятельности этноса.

            Рассматривая процессы этногенеза Гумилев создал модель этногенеза на основе гипотезы пассионариности.  В истории каждого этноса можно выделить несколько фаз его существования:

1) фаза исторического становления;

2) фаза исторического существования;

3) фаза исторического упадка;

4) фаза исторических реликтов.

            Пусковой момент этногенеза – это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев. Пасионарии обладают способностью “заражать” своей пассионарностью других людей (пассионарная индукция).  “По существу вся военная и политическая история развивающихся этносов состоит из различных вариантов пассионарной индукции, путем которой приводятся в движение толпы гармоничных особей”. То есть любой процесс этногенеза имеет своим началом героеические, жертвенные поступки небольшого числа пассионариев. Эти пассионарии – “затравка” как центры конденсации в облаках. Это генераторы пассионарной индукции, заражающие массы людей. Число пассионариев возрастает и этнос начинает интенсивно изменять свое окружение – войны, походы, экспансия в новые земли и т.д.  Существование активного этноса без пассионарного толчка, утверждает Гумилев, - невозможно.

Действия, этнос как бы перегревается, после чего следует охлаждение, путем кровопускания: в ходе экспансии большинство пассионариев физически гибнет. Это соответствует фазе надлома. После этого этнос продолжает действовать, хотя и по инерции. Наступает инерционная фаза в течение которой число пассионариев медленно, но неуклонно уменьшается. Со временем происходит почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, ибо  не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне. Во втором случаев остается реликт, состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз как верхнее завершающее звено (фаза исторических реликтов). Такой этнос становится жертвой более беспокойных соседей.  Реликтовый этнос находится в состоянии равновесия с природой и долгое его существование возможно лишь в условиях географической изоляции от других этносов.