Введение в социальную экология. Предпосылки социальной экологии. Социально-экологические системы. Антропогенез и географическая среда, экологические кризисы прошлого, страница 16

Адаптивные типы земледелия также имеют сопряженные с ними ряды техногенных комплексов. Орошаемое земледелие в поймах рек, помимо собственно полевых, садово-полевых, плантационных ландшафтов, порождает гидротехнические, селитебные, транспортные комплексы. Богарное земледелие в условиях лесных ландшафтов умеренного пояса ведет к появлению не только полевых, садово-полевых, селитебных ландшафтов, но и горных, промышленных, пастбищных, лесохозяйственных и т.д., поскольку требует применения железных орудий и тягловой силы. Земледельческие ландшафты обеспечивают свое существование за счет непрерывного потока энергии в них в виде сельскохозяйственных орудий, удобрений и т.д. Промышленные комплексы питаются энергией за счет горных (руда, уголь); лесохозяйственных (древесина). Таким образом, техногенные комплексы не являются автономными образованиями. В силу своей односторонности (специализированности) они зависят от сопряженных с ними единым типом технологии других техносистем.

Мы может ввести понятие адаптивного типа природно-техногенных систем. Адаптивный тип – это варианты одних и тех же технология и техносистем в разных природных условиях. Так, в случае земледелия можно выделить следующие адаптивные типы, сформированных им природно-техногенных систем: земледельческие  природно-техногенные системы умеренного пояса; земледельческие природно-техногенные системы оазисов; земледельческие природно-техногенные системы речных пойм субтропиков и тропиков; земледельческие природно-техногенные системы предгорий; земледельческие природно-техногенные системы влажных тропиков; земледельческие природно-техногенные системы зоны саванн и другие.

На территории, где применяется тот или иной адаптивный тип земледелия, формируются сопряженные природно-техногенные комплексы, которые определяют физиономический облик территории и процессы массоэнергетического обмена.


ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА

Важный вклад в развитие социоэкологии внес  Л.Н. Гумилев, который рассматривал  человеческие этносы, этногенез, социально-исторические процессы как явления и процессы биосферы.  Основные вопросы, которые затрагивал Л.Н. Гумилев: 1) как влияет географическая среда на людей; 2) в какой степени сами люди являются составной частью биосферы; 3) на какие именно закономерности жизни человечества влияет географическая среда, а на какие не влияет.

Каждый человек вотдельности, считает Гумилев, является не только членом общества, но физическим телом, которое подвержено природным законам (тяготение и т.д.), организмом со всеми его биологическими функциями, млекопитающим, в ходящим в биоценоз населяемого ландшафта; членом определенного этноса (племени, народности). Поэтому человек подвержен воздействию физических полей, инфекции, голоду и т.д. – вследствие изменений ландшафта.

Этнос согласно Гумилеву – это специфическая форма существования вида хомо сапиенс. “Этносы – явления, лежащие на границе биосферы и социосферы и имеющие весьма специфическое назначение в строении биосферы Земли”. При этом этногенез – это местный (локальный) вариант внутривидового формообразования, который определяется сочетанием ландшафтных, космических и социальных факторов. Л.Н. Гумилев особенно четко и настойчиво выделяет связь между  этносом и ландшафтом. Этнос – не социальная категория, а биосферная. Антропосфера по Гумилеву – это измененная людьми ландшафтная оболочка Земли, “продукт кристаллизации законченных и протекающих процессов этногенеза.

Этнос не просто скопище людей, на которых могут влиять факторы ландшафта, но он сам включает в себя элементы ландшафта. Гумилев провел детальный анализ влияния характера ландшафта на этногенез и, например, показал, что “монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие в нем этносы, а разнородных стимулирует те изменения, которые ведут к появлению новых этнических образований.

            Гумилев считал, что физико-географические условия биосферы являются одним из важнейших факторов дифференциации человечества на общности, отличимые друг от друга по культуре, психологии, идеологии и т.д., т.е. – этносы.