Введение в социальную экология. Предпосылки социальной экологии. Социально-экологические системы. Антропогенез и географическая среда, экологические кризисы прошлого, страница 14

Жилище представляет собой искусственную микросреду, в которой протекает жизнедеятельность людей. Поэтому оно всегда соответствует трудовой деятельности и укладу жизни (инструментальная функция жилища). Характер деятельности человека определяется той природной средой, в которой он существует. В гумидной зоне – земледелие и скотоводство;  в аридной зоне, в степях – кочевое и полукочевое скотоводство; в оазисах и поймах субтропических рек – орошаемое земледелие; в тропических лесах – охота, собирательство и подсечно-огневое земледелие. В той мере, в какой ландшафт определяет характер деятельности человека, он определяет и характер его жилища, а в более широком плане – систем жизнеобеспечения. Это обуславливает различия в жилищах, например, кочевников и земледельцев. Кочевники ведут экстенсивное хозяйство и живут практически в естественном ландшафте. Плотность заселения человеком естественного ландшафта, как уже указывалось выше, мала: она лимитируется способностью геосистем восстанавливать нанесенный человеком ущерб. Для кочевников необходимо перемещение с места на место, поэтому жилище их носит либо временный характер (примитивные сооружения – землянки, хижины), либо рассчитано на транспортировку. В.Н. Куренной отмечает: “Существование человека в стабильном ландшафте, в условиях уже установившегося равновесия человека и природы, ведет к замедленному развитию всех форм материальной культуры, в том числе и жилища…. Большинство трудовых процессов подчинено природным циклам и протекает вне жилища. Поэтому инструментальная роль жилища невелика….” (С. 50-51). В жилище же земледельца, напротив, инструментальная функция очень важна и “все жилые и вспомогательные помещения крестьянского дома, связанные в единое целое, представляют собой усадьбу” (С. 51). Общие особенности жилища земледельцев определяются привязанностью к обрабатываемым землям.

При миграции народы, попадая в новые физико-географические условия, стремятся сохранить привычные формы жилища. “Но удается это лишь в той мере, в какой они соответствуют новому ландшафту и тому укладу жизни, какой в нем складывается. Так, первые русские переселенцы даже в безлесных областях Средней Азии возводили дорогостоящие срубные дома. Разумеется, этот тип жилища там не прижился…. Другое дело – русские поселенцы в Западной Сибири. Попав в ландшафт, сходный с тем, из которого они вышли, переселенцы сумели в нем освоится и многое в своем жилище сохранять неизменным (Куренной В.Н. Ландшафт и народное жилище//Природа, 1971. №12. С. 45-51).

Прослеживаются взаимосвязи между ландшафтом и религией. Д. Стьюард считает, что характер естественной среды определяет специализацию, основную производительную направленность общества, которая , в свою очередь, детерминирует общественные отношения. Д. Стьюард вводит понятие “культурный тип”, который представляет собой совокупность характерных черт общества. Эти характерные черты определяются повторяемостью межкультурной экологической адаптации и представляют собой одинаковый уровень социокультурной интеграции. Основные черты культуры (ядро культуры) – это “совокупность черт, наиболее близко связанных с деятельностью по поддержанию существования общества и экономическим строем. Ядро включает в себя такие социальные, политические и религиозные институты, которые наиболее близко связаны с этим устройством”.

Экологический подход к религии применил О. Хульткранц, который выяснял влияние окружающей среды на организацию и развитие религиозных форм. Предметом его анализа явились “не отдельные религиозные идеи как таковые, а их организация в модели и структуры”. О. Хульткранц особо подчеркивает, что речь идет не о религии в целом, “не о верованиях, а об общем способе, каким религиозные модели организованы на основе энвайроментальной интеграции религии”. Рассматривая примитивные религии отмечается: “К культурному ядру принадлежат такие религиозные верования и ритуалы, которые существуют как  часть деятельности по поддержанию существования”. Очевидно, что “система религиозных потребностей построена в соответствии с фундаментальными потребностями общества”.