Оценка личности Ивана Грозного европейцем XVI века, страница 9

8.  Царь упорно отклонялся от бесед на тему религии с Поссевино. Однако, через некоторое время Грозный смягчился и сказал, что разрешит католикам иметь храм в Московии, или сам построит его, если кончится война. Однако сам Поссевино не был уверен в искренности слов царя. – III, с.34. Грозный часто шел на обманы, вопреки своим словам. Например, Грозный, узнав о приезде римского посланника в Польшу, писал польскому королю, что разрешит католикам совершать свои обряды на территории Московии. Однако, завоевав большую часть Ливонии, он изгнал оттуда всех католиков и везде насадил схизму. – III, с.32. Часто все обещания Грозного и все его уступки имели за собой одну цель – расширение границ Московии всеми способами, все остальное – не важно.

9.  Царь пытается привлекать на свою сторону некоторых государей тем, что в грамотах присваивает себе разные почетные титулы – брат Цезаря, например, или Император Германский (III, с.62). Еще он часто называет себя повелителем казанским и астраханским. Грозного очень огорчало, когда в посланных к нему грамотах нет по крайней мере такого титула, где упоминаются некоторые области, принадлежащие ему. – III, с.32.

Книга II

1.  Грозный «стал прочной ногой в Ливонии, желая возвеличить свое достоинство и отомстить татарам за причиненные ими беды». – III, с.41.

2.  При наступлении на Казань Грозный успешно воспользовался медными пушками, т.к. татары не знали ни оружия, ни осадных орудий такого рода. – III, с.41.

3.  Захватив Астрахань, Грозный продвинул свои границы на 300 миль от Астрахани до черкесов. Черкесы относятся к нему как к своему покровителю после того, как он построил им крепости для обороны от турок. Грозный часто мог умилостивить племена, привлекая их на свою сторону. – III, с.41.

4.  Во время войны с Польшей Грозный был вынужден заключить перемирие с крымскими татарами. – III, с.41.

5.  В 1550 году Грозный нарушил 50-летнее перемирие с Ливонией, сославшись на разрушение русских храмов в Дерпте и Ревеле и на несоблюдение договора в целом. Взяв Дерпт и другие крепости, Грозный захватил большую часть Ливонии (с большими потерями для ливонцев). Этим он заложил семена войны с Польшей. Однако позже Грозный столкнулся с трудностями: ему приходилось размещать гарнизоны в чрезвычайно удаленных друг от друга областях. Война привела к резкому сокращению населения, народ редел, многие люди умирали от чумы. Окончательно подорвали силы царя постоянные набеги татар и победы Стефана в течение последних трех лет. – III, с.42.

6.  Поссевино считает, что, когда у русских начались большие потери, то и великие силы царя тоже должны были ослабнуть, хотя внешний вид княжеского величия не изменился. – III, с.46.

7.  Князь обладает большими сокровищами. Все золото и серебро, ввозимое в Московию, князь забирает и запрещает вывозить обратно. Если послы возвращаются откуда-нибудь с дорогими дарами, князь эти дары отбирает в казну. –III, с.47.

8.  В русских городах нет самостоятельных правителей (за исключением некоего татарина, которому за верность при взятии Казани и переход в русскую веру Грозный препоручил Коломну и несколько других городов). Полная власть принадлежит царю. Если он дарует кому-то города и деревни, то они могут не переходить по наследству, если царь не распорядился. Крестьяне выплачивают подать не только своему господину, но и царю, а также отрабатывают на него. Таким образом, все зависят от воли царя, все как бы ему принадлежит, и никто не может с уверенностью сказать, что у него есть личная собственность. Очень часто люди, у которых появились излишки, просто отдают все царю, потому что боятся за себя. Повсюду царит угодливость и страх, и никто не смеет и рта раскрыть. Путем частых переселений людей князь пресекает заговоры. Часто при малейшем подозрении в заговоре следовала немедленная казнь заподозренного, его семьи, слуг и даже непричастных людей. – III, с.47.

9.  Князю все оказывают немыслимый почет. По мнению его подданных, все приписывается милости Божьей и милосердию великого царя, т.е. короля и императора, как они называют князя. И под палками, и чуть не умирая, они часто говорят, что принимают это как милость. – III, с.48.

10.  Поссевино говорит, что, привыкнув с детства к порабощению, московиты как бы изменили свою природу, превознося качества своего царя, даже когда он их мучает. Они не завидуют жизни других народов и довольны своей жизнью. Некоторые, правда, побывав за границей, признают могущество других государей, если не приходится опасаться доносчика. – III, с.49.

11.  При князе есть 12 знатных людей, выносящих приговоры по тяжбам и докладывающих ему о наиболее важных делах. – III, с.49.

12.  Сам князь никогда не подписывал писем собственноручно, а его приближенные отвечали на послания от его имени. – III, с.49.

13.  Смерть старшего сына (Ивана) князя оказала влияние на смягчение нрава царя. По достоверным сведениям, Грозный сам убил своего сына в припадке бешенства: Иван попался под горячую руку, когда отец избил его (Ивана) жену за то, что она была в неподобающем платье и лежала в присутствии великого князя (она была беременна и на следующий день у нее совершился выкидыш). – III, с.50. После смерти сына Грозный впал в глубокую скорбь. Созвав думу, князь признался, что Иван погиб по его вине и высказал сомнения на счет того, что младший сын Федор станет достойным царем. Грозный хотел, чтобы кто-нибудь из наиболее знатных людей царства (но не Федор) занял его место (Грозный собирался уйти в монастырь). Бояре подумали, что Грозный завел эту беседу, чтобы проверить настроения среди них. Именно поэтому они объявили, что никто, кроме Федора им не нужен, и стали отговаривать царя от ухода в монахи. Грозный объявил траур, и сам кроме черного ничего не носил. Во все монастыри он разослал много денег на спасение души сына. – III, с.51.