Оценка личности Ивана Грозного европейцем XVI века, страница 12

4.  Государь возразил, что этим таинством воды обозначается воскрешение Иисуса Христа (III, с.86). Антонио предложил государю прочитать попозже отрывок о расхождениях вер из сочинения Геннадия. Тот приказал отвести Антонио в храм, затем напоследок вскочил и воскликнул: «Смотри, Антоний, не приведи в храм какого-нибудь лютеранина!» На это Антонио ответил: «Мы, государь, не допускаем к себе лютеран, если они не образумятся, и у нас с ними нет никаких связей». – III, с.86.

5.  Антонио и те, кто с ним, понемногу стали отходить в сторону от храма, и все сразу стали им говорить, что они наносят государю большую обиду. Но Антонио был непреклонен. Когда государь вышел, Антонио уже далеко отошел от храма. Грозный отправился на службу один (III, с.86). Позже Антонио передали, что в храме для него была установлена специальная кафедра, с которой он мог бы все наблюдать, а потом высказать необходимые замечания относительно русской веры.

6.  Избежав целования рук митрополита (чего так хотел от него Грозный) и сняв крест, Антонио преклонил колени и прочитал: «Тебя, бога, славим» (III, с.87). На просьбы пояснить эти слова Антонио отвечал, что он возносил благодарность богу за то, что он позволил римскому посланнику выступить в защиту истинной христианской веры (III, с.87). Все окружающие сильно удивились, т.к. с самого раннего возраста московитам внушалось, что они единственные истинные христиане. Грозный тоже был удивлен – ведь он думал присутствием Поссевино и знаками внимания со стороны Рима еще более укрепить свой народ в схизме: будто бы папа, зная истинное положение вещей, послал своего представителя, чтобы засвидетельствовать уважение московскому князю. Московиты впервые поняли, что католики даже не считают схизму за веру. – III, с.87.

7.  Когда бояре пришли за разъяснениями, АНТОНИО сказал, что, если государь собирался оказать ему милость, не надо было порицать великого первосвященника (III, с.87). Сенаторы выслушали большую речь Поссевино об истинной вере и все передали государю.

Письма Антонио Поссевино – польскому королю Стефану I

1.  Антонио пишет, что, когда он собирался уезжать от Грозного, тот встал и сказал: «Ты, Антоний, присланный великим первосвященником с делом мира и возвращения которого к нам мы будем ожидать, от нашего имени отвезешь поклон польскому королю Стефану». – III, с.94.

2.  Поссевино также сообщает, что позже посланники Грозного передали ему свиток, в котором было то, на основании чего Поссевино мог бы ответить на письмо Стефана. – III, с. 94.

3.  Поссевино пишет, что Грозный через три дня после отъезда римских послов собирался ехать в Троицкий монастырь на моление, оттуда в Слободу, а чуть позже – в Москву.

Антонио Поссевино – королю шведскому Юхану III

1.  Антонио пишет, что беседовал с Грозным. Московский князь не столько желает мира с польским королем, сколько с самим Юханом III – III, с. 99.

2.  Поссевино с пониманием упоминает случай, когда Грозный плохо обошелся со шведскими послами. До этого он дал понять Грозному, что теперь ему первому нужно послать послов в Швецию, иначе ни о каком перемирии не может быть и речи. – III, с. 99.

3.  Поссевино описывает Грозного как правителя, желающего объединения трех могущественных государей (себя, Батория и Юхана) против врагов Христовых. – III, с.99.

4.  Грозный интересовался у Поссевино, согласится ли Юхан III в случае перемирия вернуть захваченные у Московии крепости. На это Поссевино отвечал, что попытается сделать все возможное. – III, с.99.

5.  Через своего посла Михаила Безнина Грозный передает Поссевино, что считает невозможным посылать послов в страну, которая раньше платила дань Московии (о Швеции) (III, с.100). Поссевино легко переубедил Грозного, говоря о высоком происхождении и величии шведского короля, а также о том, что сами цезарь и папа посылали послов в Швецию. Грозный не воспротивился и прибавил: «Сколько бы мне не пришлось тратить средств для ведения переговоров и на содержание послов, я большой охотой заплачу». – III, с.100.

6.  Грозный дал Поссевино охранную грамоту для послов папы и венецианцев (III, с.100). На основании этой грамоты Грозный разрешил исполнять в своих владениях католические обряды и иметь католических священников (III, с.101).

7.  Грозный отослал папе богатые дары, а самого Поссевино велел почетно препроводить от границ Московии до самого места своего пребывания. Там Поссевино был очень гостеприимно принят. Поссевино думает, что на все эти поступки Грозного побудило смягчение души: «...как велик тот бог, который может смягчить души, как бы жестоки они ни были, и который, по своему обычаю, в великом терпении ожидает, чтобы и московиты одумались». – III, с.101.

8.  Поссевино отмечает, что при переговорах ссылка на авторитет первосвященника будет иметь большой вес для Грозного. – III, с.101.

Антонио Поссевино – польскому королю Стефану

1.  Московские послы от имени Грозного сказали Поссевино, что Ливония от начала мира принадлежала князьям московским, что их государь воздерживался от военных действий в последние годы и сейчас воздерживается, чтобы не проливать кровь своего народа и подданных польского короля, иначе турецкому султану удалось бы легко захватить Московию и Польшу. На самом же деле, по словам послов, великий князь мог бы легко одерживать победы, когда казна Батория окончательно иссякнет(все польское войско состоит из наемников, которым надо постоянно платить). – III, с.114-115.

2.  Поссевино ответил, что изначально Ливония была католической, но потом была разобщена ересями, и что владеть ею будет тот, у кого будет желание вернуть ее к единой вере (III, с.115). По словам Поссевино, «воздержание великого князя от кровопролития» можно объяснить тем, что его силы окончательно ослабли (III, с.115). Поссевино считает, что отвоевать у князя Ливонию нетрудно, т.к. шведский король каждый день захватывает в ней крепости.