Оценка личности Ивана Грозного европейцем XVI века, страница 10

14.  Грозный пышно принял Поссевино вместе с прочими послами. Однако когда царь хотел провести их в храм, они отказались присутствовать на богослужениях. Этим послы хотели показать, что папа Римский не одобряет схизмы. –III, с.52.

15.  На протяжении долгого времени Поссевино вел очень сложные переговоры с посредниками царя. При этом Поссевино не был уверен в точности их слов, когда они передавали все Грозному.

16.  Собираясь к польскому королю, Поссевино оставил в Московии двух своих человек, чтобы они следили за положением дел и по возможности внушали московитам благочестие. Грозный торжественно пообещал, что будет обращаться с ними хорошо. Однако после отъезда Поссевино его людей практически изолировали в тесной комнате, охраняемой стражей. – III, с.53.

17.  Московитам было запрещено подходить к римским послам и общаться с ними. Когда Поссевино, пребывая в Польше, посылал своим людям письма, князь либо не отдавал их, либо просил перевести на русский язык, чтобы быть в курсе. – III, с. 54.

18.  Когда Поссевино вернулся в Московию, Грозный, по обычаю, хотел вручить ему подарки. Однако Поссевино от даров отказался, сопровождая этот отказ нравоучительной речью о бедности и смирении Христа. Поссевино показалось, что, если его слова и не тронули Грозного, он все же почерпнул из них какой-то свет истины. – III, с.55.

19.  Нрав царя Поссевино сравнивает с нравами его народа – «...то, чего они не могут добиться разумной деятельностью, они стремятся достичь хитростью и силой (а московиты также и упорством)» (III, с.61-62). «...неудивительно, что тот, к кому перешла высшая власть над своими людьми вместе с неким подобием христианской религии и кто не видел могущества других государей, считает себя выше всех (к этому можно добавить постоянную лесть и славословие подданных)», – пишет Поссевино (III, с.62).

20.  Государь очень высокого представления о себе, т.к. он считает, что нет никого более ученого и более исполненного истинной религией, чем он сам. Едва ли он когда-нибудь подумал, что кто-нибудь превосходит его силой. – III, с.62. Всякий раз, когда Антонио напоминал царю о наиболее могущественных христианских государях, Грозный говорил: «Кто они такие в нашем мире?» Поссевино считал, что в своем высокомерии царь не сносил сравнений с другими (III, с.62).

21.  По мнению Поссевино, по причине их высокомерия, великие князья стали называть себя «государями всея Руси», хотя им принадлежала не вся Русь. «После того, как он стал домогаться Ливонии и устремлять взоры на Пруссию, он стал говорить, что ведет происхождение от человека по имени Прусс, который якобы был братом цезаря Августа (Книга I, п.8)». Поссевино также пишет, что Грозный лелеял надежду продвижения в Германию и на Запад, т.к. он хотел укрепить дружбу с Карлом V, его братом Фердинандом и сыном последнего Максимилианом (III, с.62). Эту надежду подкрепляли раздоры между христианскими государями, ереси, успехи в Ливонии, покорение Казани и Астрахани и сама схизма. – III, с.62.

22.  Грозный считает себя божьим избранником и светочем, которому предстоит озарить весь мир. Это его мнение о себе усилили постоянные знаки внимания некоторых государств, просивших его поддержки для уничтожения Польши (III, с.62). Однажды один государь (Поссевино не упоминает, какой) написал Грозному, что одобряет распространение лютеранской ереси в своих владениях. После этого Грозный укрепился в твердой уверенности, что все католики (он их называл римлянами) впали в ересь, и их будет легко победить (III, с.62).

23.  По словам Поссевино, Грозному свойственна ужасная жестокость, с помощью которой он собирался преодолевать все препятствия своим планам. Когда он навел страх на Литву и Ливонию, он перестал сомневаться, что ему откроется такой же доступ в другие страны. – III, с.62-63.

24.  Грозный очень сильно предан своей схизме. Он скорее к ней что-нибудь прибавит, чем убавит. Поссевино с упреком отмечает, что тот, кто дальше отдаляется, тем ниже падает (III, с.63). Грозный уверен, что его схизма – на все времена.

25.  Поссевино пишет, что русские впитали раболепство к своему государю с молоком матерей. – III, с.63.

26.  Переговорив с послами любого иностранного государя, царь моет руки в серебряном тазике, как бы избавляясь от чего-то нечистого и показывая этим, что остальные христиане – грязь. Когда Поссевино упрекал его в этом, Грозный пытался оправдываться, но не смог этого сделать. – III, с.63.

27.  Поссевино пишет, что московиты станут католиками, если обретут более податливого правителя, т.к. есть предположения, что нынешний государь проживет недолго. – III, с.64.

28.  Поссевино рассказали, что это не Грозный нанес значительные потери туркам, приказав отвести Дон в Волгу. Поражение туркам якобы нанесли татары, недовольные тем, что турки готовят им тяжелое ярмо. – III, с.64.

29.  Поссевино также рассказали об особом способе Грозного ведения военных действий: против татар он применял большие пушки, кроме того, он приказал прибить к повозкам толстые щиты с отверстиями, через которые пищальщики стреляли по врагам. Рядом с покоренными областями Грозный строил охранные крепости. – III, с.64.

30.  Грозный не разрешает армянам входить в свои храмы, говоря, что они следуют ереси Нестория. Грекам же позволяет. Храмы лютеран и других еретиков он сжигает. – III, с.63.

31.  Турки уважают и ценят московского князя, помня его многочисленные победы над ними. – III, с.65.

32.  Поссевино пишет папе, что московскому князю следует посылать подарки, достойные такого правителя. С древнейших времен в Московии считается обидой, если подарки не посылаются. – III, с.72.

33.  Нельзя писать сухие и недостойные письма московскому князю. Нужно избегать, чтобы письма переписывали схизматики, т.к. они будут либо холодно отзываться о первосвященнике, либо умолчат о пользе католической веры для московитов. Поэтому желательно писать письма на латинском языке, чтобы их потом перевел какой-нибудь верный католик. Так московский князь поймет истинное содержание писем папы. – III, с.74.