Оценка личности Ивана Грозного европейцем XVI века, страница 11

Беседы о религии. Беседа 1-я

1.  Бояре князя передали, что государь не имеет обыкновения беседовать частным порядком на такие важные темы, как религия, поэтому считает необходимым их присутствие. – III, с.76.

2.  Грозный считает, что на закате лет ему не стоит менять веру. Однако он не осуждает желание посла говорить о латинской вере. Поссевино произносит речь о благе, которое принесет союз христианских государей и о Флорентийском соборе в частности. По его словам, лучший способ объединения для государей – это связать себя узами единой веры (III, с.77). Он советует Грозному примкнуть к латинской вере, которую уже приняло великое множество христианских и восточных правителей (III, с.78). Он говорит, что Грозного будут называть более точным и почетным титулом (восточный император), если он приблизится к правильной вере.

3.  Грозный отвечает, что его обязанности – управлять делами преходящими, а не духовными. Насчет власти над Востоком он сказал, что это божья земля, и господь даст ее, кому захочет (III, с.78). Он никак не прореагировал на слова Антонио об объединении христианских государей против врагов Христова имени. Грозный разрешил католическим священникам приезжать в Московию и вести здесь свои богослужения, но запретил им устраивать публичные собрания, на которые приходили бы и русские (III, с.78). Это все же было явным смягчением с его стороны.

4.  Грозный говорит, что русские получили христианскую веру в то же время, что и европейцы – «И храним мы ее в чистоте, в то время как в римской вере 70 вер» (III, с.79).

5.  Антонио возразил ему, говоря, что в римской вере не 70 вер, а что она едина и преследует все ереси, которые пошли от Лютера. При этом он упоминает, что Грозный не искоренил остатки лютеранцев в Ливонии (III, с.79).

6.  Грозный говорит, что апостолы Христа крестили все народы, и ни один из них не был выше остальных. От апостолов пошли епископы, архиепископы и многие другие – «От них же и наши церковные власти в наших владениях» (III, с.79).

7.  Антонио отвечает, что именно апостолу Петру господь вручил ключи от рая, и что вера, проистекающая от Петра, наиболее истинна, т.к. в Писании не говорится о других апостолах и их престолах (III, с.80).

8.  Грозный говорит, что преемники Петра живут нечестно (III, с.80).

9.  Поссевино отвечает, что права, возложенные на первосвященников, зависят не от смертного человека, а от установления Христа. Слова о нечестности первосвященников – лишь наговоры людей, оторвавшихся от латинской веры – «А если бы нашелся кто-то, протестующий против твоей власти, разве не нашлось бы никого, желающего покарать его?» (III, с.80).

10.  Грозный вскочил и воскликнул: «Знай же, что папа не пастырь!» Выясняется, что до этого некие англичане наговорили ему много плохого о первосвященнике (III, с.81). На это Поссевино вопрошал Грозного, почему же он тогда обратился к папе со своими делами и сам называл его пастырем церкви. После этих слов Грозный разгневался, но Антонио его вскоре успокоил. Затем Грозный высказал четыре упрека папе (1.что папу носят в его кресле, 2.что он носит крест на ногах, 3.что он бреет бороду, 4.что он мнит себя богом) и долгое время Поссевино защищал честь первосвященника (III, с.81-82). Он убедил Грозного в том, что католики вовсе не обожествляют папу, а лишь почитают его как человека, которого избрал господь (при этом Поссевино привел отрывок из Исайи - III, с.82). Грозный попросил прощения за свою резкость и милостиво отпустил Поссевино. Позже царь попросил Антонио послать ему тот самый отрывок из Исайи (III, с.83).

Беседы о религии. Беседа 2-я

1.  Когда Антонио прибыл на вторую встречу, ему было оказано необыкновенное благоволение. Не все воспринимали это как хорошее предзнаменование для него. Антонио было объявлено, что государь хочет показать ему в присутствии всех одну книгу (однако он этого в конце концов не сделал). – III, с.83.

2.  Однако, государь (может, по милости божьей, а, может, просто смягчившись) был добр к Антонио. Царь не хотел, чтобы его святейшество узнал, что он о нем плохо говорил. Грозный сказал, что, несмотря на расхождения в вере, хочет иметь братство и единение с христианскими государями. Московский князь собирался послать в Рим своего посла. Он также сообщил Поссевино, что бояре от царского имени переговорят с ним обо всех важных проблемах и предложениях. – III, с.84.

3.  Поссевино удалился с боярами и они говорили о персидских делах, о татарах, о союзе с христианскими государями, о заключении мира со шведским королем Юханом III, о расследовании причин, почему когда-то послам шведского короля была нанесена обида от Грозного, и, самое главное, о католической и русской религии. Бояре от имени государя попросили Поссевино объяснить расхождения между двумя верами в письменном виде, т.к. в Московии никто не мог перевести с греческого языка сочинение о Флорентийском соборе. Антонио передал боярам сочинение Геннадия для перевода с латинского на русский нужных отрывков. Это же сочинение он передавал еще раньше. – III, с. 84.

Беседы о религии. Беседа 3-я

1.  Всю последнюю неделю государь не выходил из своей спальни, соблюдал пост и предавался молитвам более обычного. – III, с.85.

2.  Грозный объявил, что бояре передавали ему, что Антонио якобы хочет посмотреть русский храм изнутри, а также службу. Царь хотел, чтобы Антонио увидел, как русские почитают свои иконы – «Но ты не увидишь, что мы носим своего митрополита в кресле». – III, с.85.

3.  Антонио ответил, что не просил бояр о посещении храма, и что не может присутствовать при русских богослужениях, пока московиты не примут латинскую веру (с.85) – «Что же касается того, что великого первосвященника носят в кресле, то я уже говорил тебе, что это делается для того, чтобы благословлять народ. Гораздо важнее то, что ваш народ оказывает почет твоим епископам, окропляя глаза и другие части тела водой, которой они моют руки, и очень часто перед этими епископами люди склоняются до земли и касаются земли лбом». –III, с. 86.