Оценка личности Ивана Грозного европейцем XVI века, страница 2

Повсюду царят страх и угодливость. По мнению московитов, все приписывается милости божьей и милосердию великого князя, т.е. короля и императора, как они его называют. Привыкнув с детства к порабощению, московиты как бы изменили свою природу, превознося качества своего царя, даже когда он их мучает. Они не интересуются жизнью других народов и довольны своей жизнью.

1.4. Личность царя

Царь считает, что нет никого, более ученого и исполненного религией, чем он. Едва ли он когда-нибудь думал, что кто-то превосходит его в силе. Грозный называет себя божьим избранником и светочем, которому предстоит осветить весь мир. Это его мнение о себе укрепили постоянные знаки внимания со стороны некоторых государств (они хотели заручиться его поддержкой, чтобы одолеть Польшу).

Царь Иван – очень хитрый человек. Нельзя быть полностью уверенным в его обещаниях. Он часто шел на дипломатические обманы. Например, раньше Грозный обещал Польше, что разрешит католикам совершать свои обряды на территории Московии. Однако, завоевав большую часть Ливонии, он изгнал оттуда католиков и везде насадил схизму. А вот еще один обман – уезжая на время в Польшу, папский посол Антонио оставил в Московии двух своих человек. Грозный торжественно пообещал, что будет обращаться с ними хорошо и предоставит им полную свободу действий. После отъезда Антонио, его людей изолировали в тесной комнате под стражей. Кроме того, Грозный, по приезду Антонио Поссевино, объявил, что бояре передали ему, что римский посол желает присутствовать на службе. Царь собирался отвести его в храм. Поссевино возразил, что никого не просил о посещении службы, и что он не может присутствовать при русских богослужениях, пока московиты не перейдут в латинскую веру. В данном случае это была своеобразная провокация со стороны царя: присутствием Поссевино он хотел показать народу, что Рим одобряет веру московитов.

Царь очень предан своей схизме (Прил., Кн.2, п.24 – схизмой папский легат называет веру, распространенную в Московии). Скорее, он к ней что-нибудь прибавит, нежели убавит. Во время бесед о религии Грозный проявлял необыкновенную осведомленность в вопросах веры и блистал эрудицией, упоминая различные места из Писания. Сам Иван IV очень набожен. Еще ночью он поднимается, чтобы идти к заутрене, ежедневно бывает на вечернем и дневном богослужениях. Царь карает людей, углубляющихся в какие-либо ереси. Наибольшую ненависть он питает к лютеранам. Однажды один государь написал Грозному, что одобряет распространение лютеранской ереси в своих владениях. После этого царь укрепился в твердой уверенности, что все католики (он их называл римлянами) впали в ересь, и их будет легко победить. Одним из поводов завоевать Ливонию было то, что ее, якобы, наводнили лютеране. Грозный хотел выставить войну как праведный крестовый поход против неверных. Кроме того, один англичанин поделился с Грозным своими неправильными представлениями о первосвященнике, и царь стал считать, что папа – не пастырь. Несмотря на все попытки папского посла обратить царя, Грозный оставался верен схизме, хотя и говорил, что ничего не имеет против латинской веры (для него это была просто другая вера). Однако, переговорив с любыми иностранными послами, царь моет руки, как бы показывая, что все христиане, кроме схизматиков – нечистые. Вообще, Грозный был равнодушен к идее объединения христианских государей против врагов Христовых. Нрав царя можно сравнить с нравами его народа: то, чего русские не могут добиться разумной деятельностью, они стремятся достичь хитростью и силой.

Ивану IV свойственна ужасная жестокость, и с ней он собирался преодолевать все препятствия своим планам (Прил., Кн.2, п.23). Он также очень вспыльчив – часто князь наводил страх на иностранных послов, если они говорили ему что-то, что его не устраивает (в случае Поссевино был подобный прецедент тоже – Прил., Бесед.1, п. 10). Но главным свидетельством ужасной вспыльчивости царя служит убийство Грозным своего сына Ивана в припадке бешенства. После убийства, правда, Иван IV впал в глубокую скорбь и хотел уйти в монастырь, оставив правление кому-либо еще. Но бояре воспрепятствовали ему, думая, что это лишь проверка их верности царю.

2. Характеристика Грозного по Випперу

Первая победа Грозного состоялась в 1552 году, в эпоху опеки над ним кружка приближенных. Это было взятие Казани с помощью пороха (I, с.137). Среди знати, окружавшей Грозного, были популярны церковные увлечения и религиозные споры. Это сказалось на политике правительства. Так, война за Казань проповедовалась как крестовый поход против неверных (I, с.134).

В 50-х годах проводятся реформы в области землеустройства, власти заняты усилением военных кадров и энергичным развитием военно-поместной системы, созданной Иваном III. Власти заботятся о том, чтобы никакая земля не уходила от службы, и вместе с тем страхует жизнь служивого воина. Всеобщая военизированность могла развить огромную внешнеполитическую мощь страны (I, с.138).

В 50-х годах Москва повергла в изумление мусульманский мир своими стремительными завоеваниями. Царь впервые дал в восточных равнинах перевес христианской культуре и государственности (I, с. 140).

В 1558 году Иван IV начинает войну за Ливонию, которая станет увлечением его жизни, а позднее – и его трагедией. В это самое время он расходится с большинством своих старых советников. Началась самостоятельная политика Ивана Грозного (I, с.141). Со своим окружением Грозный разошелся в том, что ему не хотелось медлить, он горел желанием захватить врасплох Ливонию. Советники же не торопились проявлять агрессию, т.к. были очарованы объединительной политикой римского престола (Ливония была католической страной). Самому же Грозному эти идеи были чужды (I, с.143).

В 1554 году, когда послы Ливонии приехали в Москву для заключения 50-летнего перемирия, им отказали. Царь потребовал с ливонцев дань и уплату недоимок, ссылаясь на то, что Ливония находится на территории, исконно принадлежавшей русским князьям (I, с.142).