Оценка личности Ивана Грозного европейцем XVI века, страница 7

5. Сопоставление книг Виппера и Скрынникова на предмет миссии папского легата Поссевино

Необходимо особенно пристально исследовать концепции Виппера и Скрынникова в отношении этого сюжета, т.к. он непосредственно связан с источником, на который я опирался в курсовой работе.

В книге Виппера Грозный обращается в Рим в разгар тяжелого кризиса в Московии. Когда уже не остается никаких надежд на урегулирование отношений со Стефаном Баторием (польским королем), царь вспоминает о желании сближения римских пап с сильной Московской державой. Папа радостно отреагировал на готовность русского царя войти в контакт с католической церковью – распространение каталицизма в Московии сделало бы ее сильным союзником христианских государств, объединенных против турок. Однако, когда папский посланник Поссевино, прибыв в Москву, пытался вести с Грозным беседы о религии, тот оставался необычайно сдержанным в этом вопросе (I, с.197-199). Царя реально интересовало только посредничество папского престола в подписании перемирия с Польшей. Грозный сымитировал готовность вступления в союз католических монархов только ради своих выгод – это был хитрый дипломатический ход. Перспективы привлечения Москвы в лоно латинской веры оставались так же туманны, как и раньше. Так пишет о миссии Поссевино Виппер.

В книге Скрынникова мотивы, которыми руководствовался Грозный, сближаясь с Ватиканом, и выгоды, которые мог извлечь папа из этого сближения – те же, что и у Виппера. Стоит, однако, отметить, что у Скрынникова этому сюжету уделено больше места (II, с.529-531). Он тщательно описывает заседания, на которых Поссевино пытался обратить Грозного в католическую веру. Эти описания полностью совпадают с тем, что писал сам Поссевино в своем сочинении (Прил., Беседы о религии) – вплоть до тех мест из Писания, на которые ссылался папский легат. Московское духовенство не пожелало возобновить публичный диспут о вере с ученым иезуитом (в то время светская власть повелевала духовной, так что фактически, это было решение самого царя). Это упрочило престиж Грозного как поборника православия. Из словесного поединка с папским легатом он вышел победителем, показав свою эрудицию. Стоит отметить, что Скрынников здесь использует ту же фразу, что мы уже видели у Поссевино: «Царь Иван считает себя избранником божьим, почти светочем, которому предстоит озарить весь мир, он считает, что нет никого более ученого и более исполненного истинной религией, чем он сам». (Прил., Кн.2, п.22).

6. Сопоставление текста Поссевино с Виппером и Скрынниковым

Для начала следует обратиться к разъяснению некоторых исторических фактов, которые в той или иной мере связывают текст Поссевино с представленными текстами отечественных историков.

«Все зависит от царской воли и никто не может с уверенностью сказать, что имеет какую-либо личную собственность». – Эти слова Поссевино, судя по всему, можно отнести к последствиям земельных реформ Грозного, когда доминирующей формой земельной собственности стала государственная поместная собственность. И эти слова Поссевино схожи с Виппером и Скрынниковым, но в большей степени со Скрынниковым: Виппер описывал реформу Грозного как военно-организационную меру, Скрынников же несколько расширил ее понятие. Также приведенная цитата из текста Поссевино может иметь отношение к массовой конфискации фамильных вотчин, и в этом цитата схожа со Скрынниковым (Виппер об этом не писал). Однако, конфискация земель имела место только в эпоху опричнины, а Поссевино прибыл в Московию гораздо позже. Впрочем, римский посол часто обращался к московитам, чтобы они рассказали ему о деяниях своего царя. То, что Поссевино слышал от них, он записывал, не разбираясь, было ли это в прошлом или продолжается до сих пор.

«Путем частых переселений царь пресекает заговоры». – Здесь, видимо, речь идет о мерах, которые царь принимал во время опричнины (вряд ли это еще практиковалось в те годы, когда Поссевино посещал Московию). В этом слова Поссевино очень схожи со словами Виппера о «рамках, в которых постоянно меняется содержание» – о частом насильственном переселении людей из опричнины в земщину и наоборот.

«При малейшем подозрении следует немедленная казнь человека, его слуг, семьи и даже непричастных лиц». – Имеются в виду эпохи репрессий, когда Грозный казнил очень многих людей. В этом слова Поссевино схожи со Скрынниковым, который очень немалую часть своей книги о Грозном снабдил рассказами о кровавых репрессиях, которые царь учинял в разные периоды своего правления. Виппер упоминает о репрессиях только в связи с опричниной, да и то вскользь.

«Все золото и серебро, ввозимое в Московию, князь забирает в казну. Если купцы возвратились откуда-нибудь с дорогими дарами, царь эти дары тоже отбирает». – Имеется в виду зависимость московского купечества от правительства, его несамостоятельность. В этом слова Поссевино схожи с Виппером и Скрынниковым – они оба писали о поддержке царя купечеством.

«Грозный хотел выставить войну как праведный крестовый поход против неверных». – Здесь мы видим аспект влияния религиозных установок царя на его внешнюю политику, или же просто хитрую уловку Грозного для более легкой манипуляции народом. Это схоже с Виппером, писавшим о том, что часто религиозные увлечения среди правящей знати влияли на ее политику (поход на Казань – поход против неверных). Эти увлечения мог перенять и царь, который был очень набожным.

«После завоевания Ливонии царь планировал продвижение в Германию и дальше на запад». – Эти слова схожи с Виппером, который писал о Грозном как о борце по «прорубанию» окна в Европу. Скрынников писал о желании Грозного добиться выхода в Балтийское море, но не писал о дальнейших планах царя.

«Война разорила Московию, народ редел, многие умирали от чумы». – Это упоминание о кризисе, постигшем Московию в конце 60-х годах. Об этом кризисе писал и Виппер, и Скрынников. Но у Виппера этот кризис начался в большей степени из-за затяжной войны, на обстановку в стране влиял внешний фактор. Скрынников же ищет предпосылки кризиса внутри страны. Таким образом, слова Поссевино больше соответствуют Випперу, чем Скрынникову.