Анализ эксплуатационных свойств и расчет дифференциала автомобиля ВАЗ 2105, страница 11

Главным элементом, формирующим ГПД, является основная траектория задней ходовой оси  автомобиля с передними управляемыми колесами, форма которой зависит от управляющего воздействия водителя на автомобиль.

Характерной особенностью криволинейного движения автопоезда является сдвиг траекторий прицепных звеньев (т.е. средних точек их ходовых осей) относительно основной траектории.

При выполнении работы ГПД определяют применительно к круговому движению автомобиля с минимальным радиусом поворота (его значение приведено в технической характеристике автомобиля).

Таблица 5.1

Массив исходных данных

для определения показателей маневренности АТС

Параметр

Размер

Значение

ность

Минимальный радиус                                                              Rн1                             

м

5,6

База                                                                                                  L1,

м

2,424

Ширина колеи:                                   колес передней оси В1,

м

1,345

                                                       колес задней оси В2,

м

1,301

Габаритные размеры:                                           длина Lг,

м

4,073

ширина   Вг,

м

1,611

Передний свес                                                                          Lпс,

м

0,603

Задний свес                                                                                Lзс

м

1,046

5.1. Определение показателей маневренности графическим методом


Рис. 5.1. Построение ГПД автомобиля.

5.2. Определение показателей маневренности АТС

расчетным методом

Для расчета основных показателей маневренности следует составить расчетную схему согласно рис.5.1, т.е. обеспечить всем ходовым осям АТС единый центр поворота, размещенный в начале координат  О.

Используя значения параметров из массива исходных данных, последовательно определяют:

угол  наклона радиуса переднего наружного колеса тягача Rн1 к оси Y

1 = arcsin (L1/1) = arcsin (2,424/5,6)=25,6о;            (5.1)

радиус заднего наружного колеса тягача

                              Rн2 = RН1 · cos jН1= 5,6 · cos 25,6о=4,99 м;                 (5.2)

радиус траектории середины С2 задней оси тягача

                           Rс2 = RН2 – (В2 / 2) = 4,99– (1,301 / 2)=4,349 м;             (5.3)

радиус траектории внутреннего колеса задней оси                                 

                                 Rв2 = RН2  – В2= 4,99  – 1,301 = 3,69 м;                    (5.4)

угол наклона радиуса траектории середины передней оси тягача Rс1  к оси Y

jС1 = arc tg (L1 / Rс2) = arc tg (2,424/ 4,349) = 28о;            (5.5)

угол наклона радиуса переднего внутреннего колеса тягача Rв1 к оси Y

jВ1 =  arc tg (L1 / Rв2) =  arc tg (2,424 / 3,69) = 33,3о;         (5.6)

радиус траектории середины С1 передней оси тягача

RС1 = L1 / sin jС1 = 2,424 / sin 28о = 5,16 м ;                 (5.7)

радиус траектории внутреннего колеса передней оси тягача:

                              Rв1 = L1 / sin jВ1 = 2,235 / sin 42о = 3,62 м;                 (5.8)

6. Устойчивость АТС.

Устойчивость АТС оценивают с помощью параметров положения и параметров движения. В настоящее время параметры положения и движения не имеют строгой определенности в терминологии, требованиях и методах оценки. В теории автомобиля широко используют следующие показатели устойчивости [8-10]:

критический (предельный) угол бокового крена по скольжению;

критический (предельный) угол бокового крена по опрокидыванию;

критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по заносу (боковому скольжению);

критическая (предельная) скорость установившегося криволинейного движения по опрокидыванию.

В табл. 6.1 приведен перечень исходных данных, необходимых для определения перечисленных показателей устойчивости как одиночного автомобиля, так и автопоезда.