Истина как «несокрытость»: греческая прелюдия. Сущность истины и истина сущности: «двойная» связь истины и свободы в докладе «О сущности истины», страница 6

Но что это за «открытое поведение»? Это, как мы уже видели, нахождение, пребывание в открытости миру как целому или бытию сущего. И в этом смысле это свободное человеческое существование, открытое как миру, так и всему тому, что может быть увидено и раскрыто внутри горизонта «открытого» мира. И, следовательно, такое «открытое поведение» есть не что иное, как свобода в классической философской терминологии: «Открытость поведения как внутренняя возможность для правильности имеет основу в свободе. Сущность истины есть свобода».152 Итак, свобода как основание возможности согласования вещи и высказывания, точнее как бытие свободным или «открытым» такой возможности — полагает Хайдеггер в 3 главе текста — может быть понята как сущность самой истины.

И здесь особенно важно отметить, что подчиняя истину как правильность или согласованность свободе, Хайдеггер этим отнюдь не субъективизирует истину в смысле ее определенности человеческой волей. Ведь то, что человек как Dasein в своем свободном существовании есть исток истины, отнюдь не означает, что он создает, производит ее «из себя». Скорее Хайдеггер говорит освободном «позволении» всему тому, что встречается в горизонте «открытости» мира, а именно вещам, пребывать таковым, каково оно есть, то есть о «допущении бытия сущего». Человек не создает истину подобно тому, как он не создает вещи; но позволяя вещам являть себя в самом способе их бытия, человек позволяет им быть истинными. Его отношение к истине вещей не господствующе-указующее, но заботливое. Человек как Dasein, как «открытость», существует в мире, составляющем горизонт, необходимый для того, чтобы вещи являли себя, раскрываясь и становясь истинными. Это принципиальный переход. Проследим его внимательнее.

Хайдеггер пишет: «Свобода раскрывается теперь как допущение бытия сущего».153 Это означает, что оставляя попытки любых субъективистских (теоретических) интерпретаций сущего (вещей) мы позволяем вещам пребывать именно тем способом, каким они и существуют в мире. При этом такая свобода как «допущение бытия сущего» — это не просто пассивность или недеяние. Напротив: «допустить бытие — это значит принять участие в сущем».154 Свобода здесь — это свобода к внемлющему подчинению тому связующему и обязывающему любое человеческое деяние началу, которое впервые раскрывается как область «открытости» самого бытия или его истина. В своей открытости бытию человек подчиняет себя его истине, отдает себя в распоряжение ее связующих правил. Это подчинение позволяет ему обрести свою действительную самость, то есть стать свободным для откровения раскрывающейся ему истины. Так впервые выявляется полная — «двусторонняя» — внутренняя взаимосвязь истины и свободы. Сущность человека — это Dasein, «открытость». Как «открытость» человек согласован со своей сущностью, он существует в этой согласованности, то есть он свободен для своего само-бытия (Selbst-Sein). Необходимость «бытия открытым миру» для человека — это прежде всего необходимость «бытия свободным».

Таким образом, свобода — это не качество, свойство человека; человеческая воля не располагает свободой. Скорее напротив: «...свобода, эк-зистентное, раскрывающееся бытие наличного владеет человеком и притом изначально, так что исключительно она гарантирует человечеству соотнесенность с сущим в целом как таковую, соотнесенность, которая обосновывает и характеризует историю».165 Следовательно, истина — это «событие», которое, свершаясь во времени, устанавливает и самого человека как открытого миру, то есть свободного. Лишь поскольку истина имеет характер «события», человек и может находиться в ее открытости, что и значит быть свободным.