Трансакционный анализ Эрика Берна. Состояние и позиции партнеров по общению. Сенсорный и структурный голод, страница 4

Как уже говорилось выше, нередко одно из трех Эго-состояний – Родитель, Взрослый или Ребенок – доминирует в жизни человека; именно в этом состоянии он проводит большую часть времени. По мнению Эрика Берна, это и есть ведущая позиция человека (она способна меняться в течение жизни, но обладает относительной устойчивостью).

В идеальном случае все важные решения принимаются в позиции Взрослого. При этом человек взвешивает все «за» и «против», предусматривает все возможные варианты, все возможные ситуации и последствия.

Если ведущая позиция человека – Ребенок, то он реализует жизненный сценарий, созданный маленьким ребенком. Если ведущая позиция – Родитель, то человек реализует жизненный сценарий, заданный его родителем.

Рассмотрим и проанализируем каждое из трех Эго-состояний.

3. Родитель

Состояние Родителя – это то состояние, в котором человек считает, что знает и умеет больше, чем другие. В этом состоянии человек стремится повлиять на поведение других людей. Как правило, он руководствуется при этом нормами и правилами, которые внушили ему родители, школьные учителя и т.п. Но самое главное – он занимает по отношению к другим людям ту позицию, которую родители и учителя занимали когда-то по отношению к нему самому.

Все эти нормы и предписания были приняты человеком когда-то, еще в детстве, без критики и без проверки. Это многочисленные «можно» и «нельзя», «правильно – неправильно», «должен -– не должен».

Эго-состояние Родителя может принимать разные формы. Это может быть Заботливый Родитель (Добрый Волшебник) и Критический (Карающий) Родитель (Злой волшебник).[6]

Состояние и позиция Заботливого Родителя характеризуется тем, что в процессе общения с другими он стремится оказать помощь и поддержку тем, кто оказался в трудном положении.

Состояние и позиция Критического Родителя в процессе общения проявляются в критических высказываниях, в обвинениях других людей.

Заботливый Родитель чаще использует слова: «можно», «правильно» и своими действиями помогает найти конструктивный выход их сложной ситуации. Действия Критического Родителя в процессе общения проявляются в критических высказываниях, в обвинениях других людей. В каждом человеке представлены оба Родителя.

И то, и другое состояние имеют свои положительные и отрицательные стороны.

Положительная сторона этих состояний:

·  уверенность в правоте моральных норм;

·  защита и помощь слабым;

·  уверенность в своей силе.

Отрицательная сторона:

·  догматизм,

·  сознание превосходства и права «карать».

Таким образом, состояние Родителя – это автоматизированная форма поведения, усвоенная за счет подражания реальным взрослым родителям, воспитателям.[7]

Родитель действует, апеллируя к авторитету. Для Родителя главное – вопросы престижа и власти. Девиз человека, который обращается к окружающим с позиции Родителя:

«Ты должен это сделать, потому что я так сказал!».

4. Взрослый

Состояние Взрослого возникает у ребенка в процессе экспериментирования с предметами и людьми. Это состояние формируется методом проб и ошибок. При этом очень важно, чтобы реальные родители обучили ребенка правильному пониманию того, что происходит с ним и с другими, научили его анализировать и разбираться в том, что происходит.

Состояние Взрослого – это то состояние, при котором человек стремится рассмотреть ситуацию с разных точек зрения, наметить план действий и реализовывать их. Уровень развития Взрослого у всех людей различен. Это зависит от интеллектуальных способностей и от того, насколько реальные родители смогли дать ребенку свободу действий и эмоциональную поддержку. Кроме того, состояние Взрослого и его отношение к другим зависит от социальной обстановки, в которой человек рос и развивался.

Состояние и позиция Взрослого может быть двух типов:

·  Взрослый, склонный к размышлениям, интроверт;

·  Взрослый экстравертированного типа, более склонный к внешней практической деятельности.[8]

По словам самого Эрика Берна, «взрослое состояние Эго, по существу, не что иное, как вычислительная машина. Это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции, тем самым, к Взрослому отношения не имеют.