Трансакционный анализ Эрика Берна. Состояние и позиции партнеров по общению. Сенсорный и структурный голод, страница 14

Трансакция угловая – разновидность трансакции, которая задействует не два, а три Эго-состояния.

Эго-состояние – одна из нескольких, сменяющих друг друга, устойчивых совокупностей эмоций, установок и схем поведения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Определение внешних признаков Эго-состояний

Изучите внешние признаки Эго-состояний (Табл. 6). Наблюдая спор двух и более участников, проанализируйте, какие Эго-состояния актуальны у них в настоящее время, обоснуйте свои умозаключения.

2.  Трансакционный анализ и реклама[38]

Изучите те рекламные материалы, которые ежедневно попадаются на глаза (щитовая реклама, реклама на упаковке товаров, телевизионная реклама и т.п.). Проанализируйте, какому Эго-состоянию адресовано большая часть современной рекламы. Приведите примеры рекламных материалов, направленных на восприятие Взрослым, Родителем, Ребенком. Каковы их принципиальные отличия?

3.  Трансакции в манипуляциях

Вернитесь к материалам лекции «ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ». Рассмотрите примеры манипуляций, приведенные в этой лекции. Проанализируйте, какие трансакции применяют участники этих взаимодействий, и каковы актуальные Эго-состояния.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Уважаемые студенты! Просим вас выбрать единственно  правильный ответ:

1. Автором трансакционного анализа был

А. Альфред Адлер

Б. Джон Гриндер

В. Ричард Бэндлер

Г. Эрик Берн

2. Трансакционный анализ был построен на основе

А. Бихевиоризма

Б. Психоанализа

В. Гуманистической психологии

Г. Индивидуальной психологии

3. Эго-состояния, изучаемые в трансакционном анализе, у каждого человека

А. Никогда не сменяются

Б. Сменяются в строгой, заданной очередности

В. Сменяются через определенные промежутки времени

Г. Сменяются часто, но некоторые из них преобладают

4. Эго-состояние «Взрослый» близко по своему содержанию следующей структуре

А. Эго

Б. Супер-Эго

В. Ид

Г. Коллективному бессознательному

5. Слово «трансакция» первоначально означало

А. Столкновение

Б. Договор

В. Сделка

Г. Беседа

6. Эго-состояние «Ребенок» присуще

А. Детям до 3 лет

Б. Детям до 10 лет

В. Людям любого возраста

Г. Только подросткам

7. Эго-состояние «Родитель» отвечает потребности

А. Подчиняться

Б. Принимать взвешенные решения

В. Зарабатывать и тратить деньги

Г. Опекать, управлять, воздействовать

8. Эгограмма – это схема, в которой представляют

А. Наиболее употребляемые типы трансакций

Б. Наиболее присущие  этому человеку Эго-состояния

В. Предпочитаемые методы структурирования времени

Г. Уровень эгоистичности данного субъекта

9. Двое обсуждают поведение третьего. Участники разговора имеют Эго-состояния

А. Родитель-Родитель

Б. Ребенок-Взрослый

В. Взрослый-Взрослый

Г. Взрослый-Родитель

10. В ситуации флирта используются трансакции

А. Угловые

Б. Пересекающиеся

В. Скрытые

Г. Простые дополнительные

11. Пересекающиеся трансакции приводят к

А. Взаимопониманию

Б. Руководству

В. Ссоре

Г. Сотрудничеству

12. В Эго-состоянии «Ребенок» человек действует под девизом: «Ты должен это сделать, потому что

А. Я так хочу»

Б. Так нужно»

В. Так получилось»

Г. Я так сказал»

13. В Эго-состоянии «Родитель» человек апеллирует к

А. Своим желаниям

Б. Своему статусу и авторитету

В. Обстоятельствам жизни

Г. Мнению окружающих

14. Выигрыш в игре  для субъекта

А. Всегда выгоден

Б. Всегда невыгоден

В. Часто невыгоден

Г. Безразличен

15. Процедура – это

А. То же, что времяпрепровождение

Б. Последовательность действий, имеющая определенную цель

В. Ритуал, имеющий магическое значение

Г. Последовательность «поглаживаний»

16. Времяпрепровождение совершается при Эго-состояниях участников

А. Родитель-Ребенок

Б. Родитель-Взрослый

В. Взрослый-Ребенок

Г. Ребенок-Ребенок

17. Игра в трансакционном анализе – это

А. Совместное действие для достижения цели

Б. Скрыто или открыто протекающий конфликт

В. Приятно проведенное время

Г. Взаимодействие при полной искренности

18. При угловой трансакции количество задействованных Эго-состояний

А. У одного собеседника – одно, у другого – два

Б. У каждого собеседника – два

В. У каждого собеседника – по одному

Г. У одного собеседника – два, у другого – три