Трансакционный анализ Эрика Берна. Состояние и позиции партнеров по общению. Сенсорный и структурный голод, страница 6

Очень яркий пример такого рода описан в романе Артура Хейли «Колеса». Героиня этого произведения Эрика Трентон, жена крупного менеджера автомобильной промышленности США, томится от скуки, потому что ее муж все время занят на службе. И вот, чтобы развлечься, она начинает воровать всякую мелочь в супермаркетах, постепенно втягиваясь в это занятие. Материально эта женщина не нуждается. Любую из украденных вещей она легко могла бы просто купить. Когда же ее, наконец, ловят, то ограничиваются внушением в полицейском участке: в полиции знают мотивы подобных краж, и случай этот у них далеко не первый.[13]

Писатель Сергей Довлатов рассказывает про это «метафизическое воровство» – воровство без разумной цели: «Я знал тонкого, благородного, образованного человека, который унес с предприятия ведро цементного раствора. В дороге раствор, естественно, затвердел. Похититель выбросил каменную глыбу неподалеку от своего дома. Другой мой приятель взломал агитпункт. Вынес избирательную урну. Принес ее домой и успокоился. Третий мой знакомый украл огнетушитель. Четвертый унес из кабинета своего начальника бюст Поля Робсона. Пятый – афишную тумбу с улицы Шкапина. Шестой – пюпитр из клуба самодеятельности».[14]

Конечно, Ребенок проявляет себя не только в бессмысленных кражах. Известно, что автовладельцы делятся на тех, кто ездит на автомашинах (поведение Взрослого) и на тех, кто на них катается (поведение Ребенка). Именно любители кататься чаще всего попадают в аварии, потому что склонны нарушать Правила дорожного движения. Для такого человека автомашина – это только дорогая игрушка, а не транспортное средство.

Поведение Ребенка всегда учитывается производителями разнообразных товаров народного потребления, которые создают великое множество дорогих игрушек для взрослых людей.

Среди этих игрушек заметное место занимает оружие. Всякий мужчина когда-то в детстве играл в войну, он утверждался через это как личность. Потом, уже будучи взрослым, он испытывает к оружию определенную тягу, продиктованную регрессией. Например, известный русский писатель И.Л. Солоневич отмечал: «Я, как большинство мужчин, питаю к оружию «влечение, род недуга». Не то, чтобы я был очень кровожадным или воинственным, но всякое  оружие, начиная с лука и кончая пулеметом, как-то притягивает. И всякое хочется примерить, пристрелять, почувствовать свою власть над ним».[15] Оружие – инструмент для драки, а драка – поведение, присущее Ребенку.

К поведению Ребенка относится пьянство, беспорядочные половые связи и прочие моменты поведения, связанные со стремлением получить сиюминутное удовольствие – а дальше «будь что будет». Очень часто, действуя с позиции Ребенка, человек причиняет ущерб собственному здоровью или подвергает свою жизнь ненужному риску.

Поведение Ребенка легко проследить в регрессии, когда взрослый человек как бы возвращается к симптомам кризиса трех лет, которые в свое время описал Л.С. Выготский.[16]

Известен такой симптом, как упрямство: ребенок требует перед обедом конфету, которую родители не дают ему, «чтобы не портил аппетит». Ребенок устраивает форменный скандал, кричит, катается по полу, швыряется игрушками, и чтобы его успокоить, родители ему эту конфету все-таки дают. Ребенок швыряет конфету на пол: он давно уже ее не хочет, а продолжал требовать потому, что не может пойти на попятную. Точно так же взрослые люди, порой чувствуя свою неправоту, продолжают настаивать на своем. Они находятся «в плену собственного мнения». Это – поведение Ребенка.

Другой симптом – негативизм: ребенок отказывается от конфеты только потому, что ее предлагают ему родители: он хочет конфету, но выражает протест против того, чтобы ему как бы навязывали чужое решение. Отрицательное отношение к навязыванию чужих (пусть и правильных) решений часто демонстрируют и взрослые люди. Это – тоже поведение Ребенка.