Трансакционный анализ Эрика Берна. Состояние и позиции партнеров по общению. Сенсорный и структурный голод, страница 9

8. Сенсорный и структурный голод

Одна из основополагающих позиций учения Эрика Берна состоит в том, что человек испытывает постоянную нужду в сенсорной стимуляции – сенсорный голод. Отсутствие сенсорного взаимодействия с другими людьми (социальная депривация) переносится тяжело и создает предпосылки для органических изменений в центральной нервной системе; полное лишение сенсорных воздействий (сенсорная дерпивация) приводит к апатии и смерти. По этой причине, например, одиночное заключение вызывает страх даже у того, кто способен вынести физические наказания. Вступая друг с другом в общение, люди не только сообщают друг другу какую-либо полезную информацию, но и сенсорно стимулируют друг друга, создавая таким образом взаимную поддержку.

По словам Эрика Берна, «в биологическом, социальном и психологическом аспектах у сенсорного голода много общего с пищевым. Из области питания в сферу сенсорных ощущений легко переносятся такие выражения, как «недоедание», «насыщение», «аскет», «гурман», «человек с оригинальными пристрастиями в еде». Переедание можно отождествить с излишней стимуляцией».[20]

Сенсорный голод присущ человеку с самого рождения. Впоследствии младенческий сенсорный голод трансформируется в жажду признания. Поэтому при общении люди постоянно обмениваются знаками внимания, которые Эрик Берн назвал «поглаживаниями» – это не обязательно физический контакт, а любое действие, которое предполагает признание присутствия другого лица.[21] Это может быть жест, слово, взгляд, улыбка, приветствие, похвала или неодобрение. Трансакция, как элементарная единица общения, складывается из обмена такими «поглаживаниями».

Количество «поглаживаний», которыми обмениваются люди при встрече, зависит от степени близости этих людей между собой. Едва знакомые люди обмениваются при встрече одним кивком. Близкие знакомые, встретившись, должны некоторое время поговорить, например, спросить друг друга о здоровье, узнать, «как дела», и так далее – то есть дать друг другу десяток или больше «поглаживаний». Характерно, что никакой по-настоящему полезной информации такие разговоры, как правило, не содержат. Они предназначены для того, чтобы выдать собеседнику определенную порцию знаков внимания. Каждый человек подсознательно чувствует, какое количество «поглаживаний» должен ему тот или иной собеседник. Если вместо ожидавшихся десяти «поглаживаний» мы получаем только два, мы чувствуем себя как бы обворованными. Если вместо двух поглаживаний мы от малознакомого человека вдруг получаем десять, то мы тоже чувствуем себя неуютно: очевидно, этому человеку что-то от нас нужно.

Потребность в «поглаживаниях» зависит от индивидуально-психологических особенностей человека. Интроверт не стремится получать много «поглаживаний». Экстраверт хочет иметь их снова и снова. Особенно нуждаются в «поглаживаниях» личности демонстративного склада, они постоянно стремятся любой ценой находиться в центре внимания. Про таких людей говорят: «Он хочет быть невестой на каждой свадьбе и покойником на каждых похоронах». Как отмечает Эрик Берн, «актеру кино необходимы постоянные восторги и похвалы, даже от незнакомых ценителей его таланта. Ученый может довольствоваться одним «поглаживанием» в год со стороны уважаемого коллеги».[22]

Кроме сенсорного голода, человек испытывает потребность заполнять свое время событиями, структурировать его, чтобы избежать скуки. Эту потребность Берн назвал структурным голодом.

Для человека, изолированного от общества, доступны два способа структурировать время: деятельность и фантазия. У членов социальной группы из двух и более людей есть следующие способы структурирования времени, от простых к сложным:

1.  Ритуалы.

2.  Времяпрепровождение.

3.  Игры.

4.  Близость.

5.  Деятельность.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

9. Способы совместного структурирования времени

Ритуалы – это такая форма общения, при которой четко расписаны действия каждого из участников. Например, китайская чайная церемония, возложение венков к памятнику, свадебные ритуалы в ЗАГСе и т.п. Действия участников автоматизированы. Любой ритуал имеет некоторый магический смысл: свадебная церемония – начало новой жизни в новом качестве мужа и жены, возложение венков к памятнику – дань уважения тому, кто погиб.