Трансакционный анализ Эрика Берна. Состояние и позиции партнеров по общению. Сенсорный и структурный голод, страница 3

Каждый из нас раньше был младше, чем теперь; у каждого из нас за плечами детство. Жизненный опыт, приобретенный в детстве, продолжает оставаться актуальном и в зрелом возрасте; время от времени мы используем этот эмоциональный опыт и занимаем позицию Ребенка.

У каждого из нас есть или были родители, или хотя бы лица, их замещающие – учителя, воспитатели. Мы помним, как они вели себя по отношению к нам. Мы периодически используем заимствованную у них модель поведения, и тогда мы занимаем позицию Родителя.

Наконец, основной функцией Эго в структуре личности человека, как это следовало еще из теории личности Фрейда, является принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма в меняющемся мире, удовлетворение тех или иных потребностей. Взрослый человек обладает способностью принимать адекватные решения, что и является в известной мере показателем его зрелости. Следовательно, время от времени мы просто обязаны занимать позицию Взрослого, предназначенную для принятия серьезных, взвешенных решений, соответствующих внешним обстоятельствам.

Если обратиться к структуре личности по Фрейду (Рис. 4), то мы обнаружим, что лишь небольшая часть личностной информации человека может находиться в его актуальном сознании  и обеспечивает контакт с внешним миром. Значительная часть этой информации содержится в предсознательном. Это материал, который может быть переведен в сознание, а до этого хранится в памяти. Наконец, бессознательное содержит материал, недоступный для сознания.[3]

Рис.4. Структура личности по Фрейду.

Если какой-нибудь материал перемещается из предсознательного в актуальное сознание, то это значит, что прежнее содержание сознания в какой-то мере «спускается», наоборот, в предсознательное – ведь емкость актуального сознания не безгранична.

В предсознательном могут храниться целые модели поведения. В каждый момент времени с внешним миром общается только одна модель поведения. Две другие (из описанных Берном) – хранятся наготове в предсознательном и ждут своей очереди.

Как мы уже видели выше и увидим еще впоследствии, модель поведения «Взрослый» ближе всего к собственным функциям Эго – принятие решений в реальных жизненных условиях. Модель поведения «Ребенок» пронизана влиянием Ид – бессознательных влечений, желаний, капризов. Модель поведения «Родитель» несет отпечаток воздействия Суперэго – но только нормы, предписания, идеалы, содержащиеся в Суперэго, применяются теперь не к собственной личности, а к другим людям.

Однако, как отмечает сам Эрик Берн, «Родитель, Взрослый и Ребенок – это не то же самое, что Сверх-Я, Я, Эго или концептуальные построения Юнга, а феноменологические реальности».[4]

Человек может испытывать склонность к большему употреблению какой-либо одной (из трех) модели поведения. Но вообще-то эти модели поведения – «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок» – могут сменять друг друга как угодно часто. В течение одного дня человек может занимать и ту, и другую, и третью позицию по нескольку раз.

Нужно отметить, что названия Эго-состояний «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок» – просторечные, разговорные. Сам Эрик Берн называл вначале состояние «Родитель» – экстеропсихикой, состояние «Взрослый» – неопсихикой, состояние «Ребенок» – археопсихикой.[5] Но впоследствии прижились именно эти просторечные названия Эго-состояний, и мы в дальнейшем будем их использовать. При этом слова «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», начинающиеся заглавными буквами, обозначают состояния Эго; если же они пишутся с малой буквы, то родитель, взрослый и ребенок – это реальные лица.

Названия «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» как будто указывают на некоторые различия по возрасту. Но применение этих моделей поведения, этих Эго-состояний,  прямо не зависит от реального возраста общающихся людей. Так, например, молодой врач-терапевт, делающий обход в терапевтическом отделении, выслушивает жалобы своих пациентов, которым за восемьдесят, обещает им помочь, опекает их, решает их проблемы и порой удовлетворяет капризы. Нетрудно заметить, что врач обращается к своим пациентам с позиции «Родителя», а они, в свою очередь, принимают позицию «Ребенка». Хотя реально этот врач втрое моложе своих пациентов и мог бы  – по возрасту – быть их внуком.