Потоки в логистической системе. Методика оценки качества транспортных услуг, страница 9

Из таблицы видно, что при расчете значений некоторых показателей используются нормативные величины. Для показателей перевозки груза к назначенному сроку это — максимально-допустимая величина отклонения времени прибытия груза от назначенного срока (); для показателей регулярности прибытия груза — нормативные (плановые, установленные) величины среднего и минимального числа прибытий груза за единицу времени, а также среднего, максимального и минимального времени между поступлениями груза (); для показателей срочности перевозки груза — нормативное время перевозки груза ().

В отличие от пассажирских перевозок, где большинство показателей качества жестко нормируются, для грузовых перевозок до сих пор не существует единых методических положений разработки нормативов показателей своевременности выполнения перевозки. Поэтому каждое транспортное предприятие, предоставляющее грузоотправителям и грузополучателям транспортные услуги вправе самостоятельно выбирать для себя приемлемый уровень качества транспортного обслуживания. В общем случае в основу оптимизации нормативных показателей положено сравнение затрат конкретного предприятия на достижение того или иного уровня качества транспортных услуг с потерями грузовладельцев, возникающими в результате несвоевременных перевозок. Выразив суммарные затраты грузовладельца и перевозчика как функцию от рассмотренных нормативных показателей, можно выполнять поиск минимума этой функции известными методами и тем самым определять оптимальные значения параметров своевременности перевозки.

Для работы транспортного предприятия в условиях соблюдения требований к качеству перевозок, помимо наличия нормативных значений показателей качества, необходим налаженный учет перевозок с точки зрения их качества. На основании учетных данных рассчитываются фактические (достигнутые) значения показателей качества (табл. 2.1), которые затем сравниваются с их нормативными значениями.

Каждая подгруппа показателей качества грузовых перевозок применяется при определенных условиях. Так показатели перевозки груза к назначенному сроку рационально использовать, если грузовладелец или грузополучатель работают на основании имеющегося у них графика поставок, разработанного на основании экономических соображений, либо с учетом технологии работы основного производства. Так или иначе, предполагается, что грузовладелец будет нести значительные потери в случае отклонений от этого графика, как в сторону задержки поставок, так и в сторону их опережения. Пример заполненной гипотетическими данными формы учета перевозок к назначенному сроку приводится на рис. 2.4.

На рис. 2.4 столбцы A, B, C, D, E и Н содержат исходные данные, причем данные в столбцах B и C представляют собой потребный график поставок грузов. Столбцы F и G содержат расчетные данные. В ячейках столбца F размещается следующая формула:

=ABS(D5-B5)*1440+ЧАС(ABS(E5-C5))*60+МИНУТЫ(ABS(E5-C5))

Формула приведена для ячейки F5. Основное назначение этой формулы — корректно перевести разницу между фактическим и назначенным моментами прибытия груза в минуты. Для этого разница в днях умножается на 1440 (количество минут в сутках), а разница в часах — на 60 (количество минут в часе). Функции ЧАС() и МИНУТЫ() используется для перевода внутреннего числового представления времени в пакете Excel, соответственно, в часы и минуты. Наконец функция ABS() необходима для вычисления абсолютного значения (модуля) разницы дней, часов и минут (см. формулу п.1.1 в табл. 2.1).

Для заполнения ячеек столбца G используется чуть более сложная формула

=ЕСЛИ((D5-B5)>=0;ЕСЛИ((E5-C5)>=0;F5;0);0)

Она содержит логическую функцию ЕСЛИ(), предназначенную для проверки условий. Хотя описание этой функции приводится в справочной системе Excel, будет не лишним рассмотреть ее синтаксис, тем более, что операция проверки условий достаточно часто используется в экономических расчетах. Итак, функция ЕСЛИ() работает с тремя аргументами. На первом по порядку месте записывается проверяемое условие. В нашем случае это условие