Потоки в логистической системе. Методика оценки качества транспортных услуг, страница 10

(D5-B5)>=0      .

Эту запись можно интерпретировать как вопрос: "Разница между числом в ячейке D5 и числом в ячейке B5 положительна?". Напомним, что в ячейках D5 и B5 записаны даты, соответственно, фактического и назначенного моментов прибытия груза. Таким образом, рассматриваемое условие означает проверку прибытия груза или позже назначенной даты или точно вовремя, т.е. разница между этими датами должна быть больше или равна 0 ( >=0 ). Если результат проверки окажется положительным, то выполняется оператор, стоящий вторым в списке аргументов функции ЕСЛИ(). В противном случае, т.е. если результат проверки условия окажется отрицательным, выполняется оператор, стоящий третьи в списке аргументов функции ЕСЛИ(). Отметим сразу, что аргументы всех функций Excel разделяются между собой точкой с запятой.

Подпись:  
Рис. 2.4 Фрагмент листа Excel с ведомостью учета перевозок
грузов к назначенному сроку
Теперь, зная правила работы функции ЕСЛИ(), вернемся к формулам в ячейках столбца G. Обратите внимание на то, что на месте второго аргумента функции ЕСЛИ() записана еще одна функции проверки условия

((E5-C5)>=0     , которое означает проверку прибытия груза или позже назначенного часа или точно во время. Только при выполнении этого и предыдущего условий в ячейку столбца G помещается содержимое ячейки из столбца F и соответствующей строки. Если хотя бы одно из рассмотренных условий нарушается, то в ячейку столбца G помещается 0. Смысл этих проверок и действий становится окончательно ясен, если еще раз взглянуть на формулу в п.1.2 (табл. 2.1). Превышение назначенного срока прибытия груза, величина которого рассчитывается по этой формуле, как раз и определятся как разница между фактическими и назначенными датой и временем, при условии, что груз пришел или вовремя или позже назначенного момента.

Внизу учетной таблицы (рис. 2.4) рассчитываются значения фактических показателей прибытия грузов к назначенному сроку. Формулы п. 1.1 и п.1.2 (табл. 2.1) представляют собой расчет средних значений отклонений от назначенного срока и превышения назначенного срока. Для определения среднего значения числового ряда в Excel имеется функция СРЗНАЧ(). Конкретно, для столбца F в ячейке F15 записывается выражение

=СРЗНАЧ(F5:F14)        , а для столбца G — в ячейке G15 записывается выражение

=СРЗНАЧ(G5:G14)       .

Максимальное значение превышения назначенного срока прибытия груза находится с помощью функции МАКС() — функции поиска максимального значения в числовом ряде. В ячейке G16 записано выражение

=МАКС(G5:G14)           .

Наконец, процент отклонения прибытий груза к назначенному сроку, согласно формулы п.1.4 (табл. 2.1) рассчитается как отношение среднего времени отклонения прибытия груза от назначенного срока (ячейка F15) к нормативной максимально–допустимой величине отклонения времени прибытия груза от назначенного срока (ячейка I2):

=F15/I2*100      .

Отметим также, что максимально-допустимая величина отклонения  может быть или одинаковой для всех поставок (как в примере), или задаваться для каждой перевозки в отдельности. В этом случае необходимо рассчитывать либо средний процент отклонений, либо вести учет перевозок грузов к назначенному сроку отдельно по каждой группе перевозок, имеющих одинаковое значение .

Нелишне напомнить, что количество перевозок в каждом конкретном случае может быть различным, что приводит к изменению количества строк в учетной ведомости. В нашем примере (рис. 2.4) рассмотрен случай мелкого транспортного предприятия, выполнившего всего 10 перевозок за отчетный период — две последние декады 1999 года.

В отличие от таких мелких транспортных предприятий, использующих для оценки качества грузовых перевозок показатели перевозки к назначенному сроку, крупные перевозчики, имеющие дело с мощными потоками массовых грузов, для оценки качества своей работы должны использовать показатели регулярности прибытия грузов.