Потоки в логистической системе. Методика оценки качества транспортных услуг, страница 2

Материальный поток, находящийся в процессе транспортировки, называется грузопотоком. Грузовой поток – количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении за определенный период. Грузопоток является четко выраженным векторным понятием, так как имеет и размер и направление [35].

Учитывая важность понятия грузопотока для транспортной логистики, рассмотрим классификацию и важнейшие параметры грузопотоков.

Помимо универсальных классификационных признаков потоков, грузопотоки дополнительно классифицируются по территории освоения и по размеру.

В зависимости от территории освоения грузопотоки могут относиться к элементу ЛС (обычно перерабатывающему), к транспортному элементу, к логистической цепи, к логистической системе в целом. Такое подразделение грузопотоков обуславливается, главным образом, целями анализа ЛС. Грузопоток элемента ЛС (склада, грузовой станции, пристани, порта, предприятия и т.д.) измеряется количеством прибывающих, отправляемых и транзитных грузов. Грузопоток логистической цепи (участка железной дороги, участка "поставщик – транспорт – потребитель") характеризуется количеством грузов, проходящих по нему в обоих направлениях. Грузопоток логистической системы (отрасли, экономического района или страны) определяется суммарным количеством отправляемых и прибывающих грузов, включая и транзитные грузы.

По размеру грузопотоки подразделяются на массовые и мелкопартионные.

Массовым называется такое количество груза, которое не может загрузить целое транспортное средство (один автомобиль, один железнодорожный вагон или даже состав). К массовым, обычно, относят потоки сырья и материалов. Наиболее массовыми в России являются потоки сырья металлургических предприятий, составляющих до 75% всех грузопотоков страны. Массовые грузопотоки характеризуются относительной стабильностью, стационарностью, периодичностью, ритмичностью, но, одновременно, значительной неравномерностью.

Под мелкой отправкой грузов понимается такое их количество, которое может загрузить целое транспортное средство. На железнодорожном транспорте мелкопартионными грузами считают партии весом от 75 до 700 т (1 – 10 вагонов), на автомобильном – от 10 до 2000 кг.

В общем случае под партией груза понимается совокупность однородных грузовых единиц, одновременно перемещаемых по одному маршруту.

По степени периодичности грузопотоки подразделяют на постоянные, временные и сезонные.

По степени сложности грузопотоки бывают однопродуктовые и многопродуктовые, соответственно, объединяющие одно или несколько наименований различных грузов.

Рассмотренные параметры материальных потоков взаимозависимы и в значительной степени определяются параметрами всех без исключения элементов ЛС. Например, при увеличении размера партии груза с увеличением интенсивности его потребления или переработки возникает необходимость увеличения производительности поставщика этого груза. В противном случае резко снижается ритмичность материального потока, возрастают затраты на его хранение (накопление) у поставщика и затраты на переработку или сбыт у потребителя. Это требует принятие управленческого решения, которое в данном случае может быть либо технологическим, предусматривающим уменьшение размера партии при одновременном повышение частоты отправок, либо структурным, согласно которому в ЛЦ вводится дополнительный поставщик, а возможно и распределительный центр, занимающийся объединением уже двух потоков от двух поставщиков.

Таким образом, в логистике рассмотренные признаки и параметры материальных потоков непосредственно влияют на степень их управляемости при достигнутом современном уровне управления и координации этими потоками. В логистической системе для достижения ее целей с минимальными затратами должна оперативно осуществляться постоянная коррекция параметров материальных потоков. В третьей главе подробно рассматриваются свойства элементов ЛС, непосредственно влияющие на параметры материальных потоков. А различные технологические, организационные, финансовые, информационные решения и способы изменения параметров материальных потоков составляют содержание всех последующих глав настоящего учебного пособия.