Практическое пособие к лабораторным работам "Изучение конструкций подшипников и подшипниковых узлов" по дисциплинам "Детали машин", "Основы конструирования и проектирования" и "Прикладная механика", страница 5

2. При dn 300000 мм об/мин, а также в труднодоступных местах, в

и длинными (рис. 1в), витыми (рис. 1.2) tконическими (*рис.1. д, 10, 12в), бочкообразными (рис.  1е,  10, 12.а) и игольчатыми (рис. 1ж, 8).

Шарикоподшипники быстроходные, предъявляют менее высокие тре­бования к соосности расточек под подшипники и к жесткости валов, фиксируют вал в осевом направлении, воспринимают радиальную наг­рузку и осевые силы з одном или обоих направлениях.

Грузоподъемность роликоподшипников на 70-90% выше, чем у ша­рикоподшипников. Однако подшипники с цилиндрическими роликами не воспринимают осевые нагрузки, а с коническими роликами, обладая высокой осевой и радиальной грузоподъемностью, менее быстроходны.

По числу рядов тел качения различают подшипники одно- (рис. 3,4..), двух- (рис. 5,6,7) и многорядные (рис. 10,2, 12.6).

По признаку самоустанавливаемости подшипники делят на само-устанавливающиеся сферические (рис. 6,7) и несамоустанавливающиеся (все кроме сферических).

По направлений действия воспринимаемых нагрузок   подшип-ники делят на:

1. радиальные, воспринимающие радиальную и небольшую осевую (ша­рикоподшипник) нагрузку;

 2.радиально-упорные, воспринимающие комбинированную радиальную и осевую нагрузку;

3.  упорно-радиальные. предназначенные для большой осевой и неболь­шой радиальной нагрузки;

4.  упорные, воспринимающие только осевую нагрузку.

По габаритным размерам   подшипники разделяют на размерные се­рии: по радиальным размерам на 7 серий - сверхлегкие (2 серии), особо легкие (2 серии), легкие, средние, тяжелые; по ширине на 4 серии - узкие, нормальные, широкие и особо широкие (рис. 2). Наи­более распространены легкие и средние, узкие серии подшипников.

1.2. Основные типы подшипников и их характеристики

Радиальные однорядные подшипники (рис. 3,4) предназначены для восприятия радиальных нагрузок.

Шариковые    (см.рис.З) подшипники могут воспринимать и осевые нагрузки, не превышавшие 70% от неиспользованной радиальной наг­рузки (разности допустимой и воспринимаемой радиальными нагрузка­ми), удовлетворительно работают при перекосе колеи 1/4°, являются наиболее массовыми. При повышенных зазорах между шариками и дорож-

ками качения колеи подшипники можно использовать, при больших час­тотах вращения, для восприятия чисто осевых нагрузок.

На рис. 3 представлены конструктивные разновидности радиаль­ных однорядных шарикоподшипников: рис. За - основная конструкция по ГОСТ8З38-57 (условное обозначение - 0000), рис. З.б - с канав­кой на наружном, кольце СГОСТ 2893-54.) для установочной шайбы (у.с, - 50000), упрощающей осевую фиксацию подшипника в корпусе, рис. 3. в (у.о. - 60000) и рис. З.г - (у.о. - 80000) - со стальными защит­ными шайбами ('ГОСТ 7242-54), предохраняющими от утечки смазки и от проникновения в рабочую полость избыточной смазки или посторонних веществ (пали, грязи, влаги), рис. 3.д (у.о. 160000) и рис. Зе (у.о. 980000) - с уплотнениями из набора металлических шайб и мем­бранного полотна или из шайб, облицованных методом вулканизации маслостойкой резиной (ГОСТ 9592-62), рис. З.ж,е (ГОСТ 4061-48) -с фетровыми уплотнениями, не нашли применения.

            Подшипники с короткими цилиндрическими роликами (рис. 4) об­ладают одинаковой с шариковыми подшипниками быстроходностью, но большей (в 1,7 раза) радиальной грузоподъемностью.

На рис. 4 представлены конструктивные разновидности роликоподшипников   с короткими цилиндрическими роликами по ГОСТ 8323-57 (рис. 4.а + 4.з) и по ГОСТ 5377-60: рис 4.а - основная конструк­ция (у.о. 2000), рис.4б - у.о. 2000, рис. 4.в - у.о. 32000, рис, 4.г - у.о.  42000, рис. 4.д - у.о. 92000, рис. 4.е - у.о. 52000, рис. 4.ж - у.о. 32000, рис. 4.г - 10200. Подшипники по рис. 4.а, 4.в допускают некоторое,  осевое смещение колеи и поэтому удобны при больших температурных деформациях или при необходимости осе­вой самоустановки валов (шевронные зубчатые колеса). При необхо­димости осевой фиксации валов в одном направлении применяют подштанники с дополнительным буртом (рис. 4.6, 4.г) или с упорной шайбой (рис. 4.е), в двух направлениях - с дополнительным буртом и упорной шайбой (рис. 4.д, 4.ж) или со стопорными кольцами (рис. 4.3). Подшипники с одним кольцом (рас. 4.и) позволяют сократить радиальные габариты.