Практическое пособие к лабораторным работам "Изучение конструкций подшипников и подшипниковых узлов" по дисциплинам "Детали машин", "Основы конструирования и проектирования" и "Прикладная механика", страница 8

На рис. 9 представлены конструктивные разновидности шариковых подшипников. Подшипники по ГОСТ 831-54 (рис. 9.а, у.о. - 6000; рис. 9.б, у.о. при α =12°- 36000, α= 26° - 46000, α= =36° -66000; рис. 9,з, у.о. при α =12°- 53600, α = 26° - 54600,α= 36° - 56600) применяются при средних и высоких частотах враще­ния, воспринимают осевую нагрузку в одном направлении (кроме ради­альной) . Подшипники с одним разрезным кольцом по ГОСТ 8995-59(рис. 9.в, у.о. - II6000, рис. 9.г, у.о. - I26000) воспринимают осевую нагрузку в обоих направлениях, точно фиксируя зал. Подшип­ники сдвоенные по ГОСТ 832-65 (рис. 9.д,-у.о. при α= 12° - 236000

α= 26° - 246000 α= 36° - 266000; рис. 9.е, у.о. при α =12° -

- 336000, α= 26° - 346000, α= 36°- 366000; рис. 9.ж, у.о.

при α= 12°- 436000, α= 26°-446000, α= 36°-466000)

предназначены для восприятия значительных радиальных, осевых и ком­бинированных нагрузок в условиях высоких требований к жесткости.

Осевая грузоподъемность шарикоподшипников зависит от угла контакта и приведена в табл. I.

Таблица I.

Тип подшипника (условное обозначение)

Угол контакта,

α°

Осевая грузоподьемность

1

2

3

36000

46000

66000

12

26

36

до 70% от неиспользованной

до 150% от неиспользованной

до 200% от неиспользованной

По быстроходности подшипники с малым углом α   контакта не уступают радиальным однорядным подшипникам, с увеличением угла α их быстроходность снижается.                                

На рис. 10 представлены конструктивные разновидности ролико­вых конических подшипников: рис. 10.а - основная конструкция по ГОСТ' 333-59 (у.о. - 7000, применяется при низких и средних ско­ростях (15 м/с), отличается удобством сборки и разборки, регули­ровки зазоров и компенсации износа, угол контакта α =  10-16° ; рис. 10.б - подшипники по ГОСТ 7260-54 (у.о.- 27000) предназна­чены для восприятия особо больших осевых нагрузок, угол α=  25-30°

рис. 10.в - двухрядный подшипник по ГОСТ 6S64-68 (у.о. - 97000); рис. 10.г --четырехрядный подшипник по ГОСТ 8419-57 (у.о. - 7700).

Многорядные подшипники (см. рис. 10.в,г) применяют при особо больших радиальных (прокатные станы и т.д.) и двусторонних осевых нагрузках.

Осевая грузоподъемность конических роликоподшипников зависит от угла контакта α приведена в табл. 2.

Таблица 2.

Тип подшипника (условное обозначение)

Угол контакта,

α°

Осевая грузоподьемность

1

2

3

4

700

27000

97000

77000

10-16

25-30

10-16

10-16

до 70% от использованной

        радиальной нагрузки

до 150%         -//-

до 40%          -//-

до 20%          -//-

Конические роликоподшипники обладают высокой радиальной и осевой жесткостью и поэтому применяются в качества опор шпинделей ме­таллорежущих станков, в редукторах конических, червячных, цилиндри­ческих средних и больших мощностей и т.д.

Упорныеподшипники предназначены для восприятия осевых нагру­зок при средних (шариковые) и низких (роликовые) частотах вращения, применяются в крюках подъемных кранов, механизмах поворота кранов, домкратах и т.д. Их конструктивные разновидности представлены на рис. II и рис. 12: рис. II.а - однорядный подшипник по ГОСТ 6874-54 (у.о. - 8000), воспринимает односторонние нагрузки; рис. II.б -двухрядный подшипник по ГОСТ 7872-56 (у.о. - 38000), воспринимает двусторонние нагрузки, среднее кольцо закрепляется на валу; рис. 12.а - подшипник с бочкообразными роликами по ГОСТ 9912-62 (у.о. -39000), воспринимает и небольшие радиальные нагрузки; рис. 12,б -трехрядный подшипник с короткими цилиндрическими роликами (у.о. -9000); рис. 12.в - подшипник с коническими роликами по ГОСТ 5380-50 (у.о. - 19000).

Рекомендации [З] по выбору типа подшипника по заданным услови­ям работы, определяемым характером нагружения и величиной скоростно­го параметра dm n( dm - диаметр подшипника, проходящий через