Практическое пособие к лабораторным работам "Изучение конструкций подшипников и подшипниковых узлов" по дисциплинам "Детали машин", "Основы конструирования и проектирования" и "Прикладная механика", страница 2

Партией и правительством перед машиностроителями поставлена задача значительного повышения эксплуатационных и качественных по­казателей продукции при непрерывном росте объема ее выпуска.

Одним из направлений решения этой задачи является совершен­ствование конструкторской подготовки студентов.

Настоящие указания содержат две лабораторные работы по изуче­нию подшипников качения и подшипниковых узлов, в которых студенты изучают конструктивные особенности и принцип работы деталей и узлов. При этом закрепляются знания, полученные в процессе лекционного из­ложения.

Значительное место при этом уделяется анализу компоновки уз­лов и деталей, сравнения их с конструктивными решениями современ­ного отечественного и зарубежного машиностроения.

При изучении конкретных конструкций узлов студенты последова­тельно анализируют выбор схемы механизма, учатся предвидеть новые идеи в создании машин, надежных и долговечных, экономичных в изго­товлении и эксплуатации, удобных и безотказных в обслуживании. Студенты" приобщаются к инженерному творчеству, осваивают предшест­вующий опыт, самостоятельно прорабатывают материалы новейшей лите­ратуры, знакомятся с реальными типовыми конструкциями механизмов.

Методические указания содержат общие сведения, классификацию, краткие характеристики типов подшипников качения, систему условных обозначений, а также современные конструкции подшипниковых узлов механизмов (редукторов, приводных валов грузоподъемных машин).

Методические указания предназначены для использования при подготовке к лабораторным работам 12 и $ 13 и их выполнение, при оформлении отчета и защите выполнения лабораторных работ.

При выполнении работ в лаборатории текущую консультацию сту­денты получат у преподавателя.

Лабораторная работа №12

ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ПОДШИПНИКОВ  КАЧЕНИЯ

Цель работы: ознакомление с классификацией, характеристиками, кон-

                        струкцией, условными обозначениями и областями приме-

                        нения основных типов подшипников качения

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

            Подшипники качения – это опоры валов и вращающихся осей, использующие тела качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения и качения. Они состоят ( рис. 3-12) из наружного и внутреннего колец с дорожками качения, тел качения и сепараторов. При чем одно (рис 4,и) или оба кольца или сепаратор могут отсутствовать. При этом дорожки качения выполняют на валу и в корпусе.

            Основные достоинства подшипников качения по сравнению с подшипниками скольжения: меньше моменты сил трения и малая их зависимость от скорости, меньше (в 5-10 раз) пусковые моменты и теплообразование, меньше требования к уходу и расход смазочных материалов, меньше ширина при большей  несущей способности на ее единицу, меньше требования к материалу и к термической обработке валов, значительный меньший расход цветных металлов.

             Недостатки: повышение диаметральные габариты, высокие кон­тактные напряжения и поэтому ограниченный срок службы при большом его рассеивании, высокая стоимость при мелкосерийном производстве уникальных подшипников, меньшая демпфирующая способность, чем у под­шипников скольжения. 

Подшипники качения стандартизованы и централизовано изготов­ляются в массовом производстве с наружными диаметрами от 1,5 мм до 2,6 м и  массой от 0,5 гр. до 3,5 т. В настоящее время подшипники качения - это основные опоры в машиностроении и приборостроении. Однако они   неприменимы в качестве (применяются подшипники скольже­ния):

1) разъемных опор, необходимых по условиям сборки, например, для   коленчатых валов;

2) опор, работающих со скоростями  30 м/с, при которых долговеч­ность подшипников качения мала;

3) опор прецизионных машин, от которых требуется особо точное нап­равление валов к возможность регулировки зазоров;

4) опор, подверженных значительным толчкам, ударам и вибрационным нагрузкам