Практическое пособие к лабораторным работам "Изучение конструкций подшипников и подшипниковых узлов" по дисциплинам "Детали машин", "Основы конструирования и проектирования" и "Прикладная механика", страница 3

Центробежные уплотнения работают эффективно при V > 7 м/с, К ним относят и маслосбрасывающие шайбы (рис. 35 е, вариантI), препятствующие проникновению излишней смазки в подшипники.

3.КОМБИНИРОВАННЫЕ, объединяющие несколько способов (вышеупомянутых) уплотнения. Уплотнение защитной шайбой с проточкой ( рис. 35 д, вариант 1) является одновременно щелевым и центробежным выступающим за пределы стенки корпуса участок шайбы отбрасывает жидкое масло, проточки же удерживают консистентную смазку от вытекания. Такого же типа уплотнение на рис. 35 е, вариант 2.

Конструкция уплотнений

вертикальных валов (рис, 36) сложнее, чем горизонтальных (рис. 35) залов. Это связано с большими трудностями защиты подшипников от проникновения в их камеры жидкой смазки из корпуса редуктора, в которой могут находиться продукты из­носа.

2. ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Для выполнения работы необходимы атласы по деталям машин 6,7,8 (или подшипниковые узлы редукторов в металле).

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

3.1. Ознакомиться с общими сведениями о конструкциях подшипниковых узлов (типовых) редукторов.

3.2. Ознакомиться с конструкцией предложенного (преподавателем) под­шипнике во го узла.

3.3. Определить схему установки подшипников в опорах, "плавающую" и фиксирующую опоры.

3.4. Указать порядок сборки подшипникового узла, способ регулировки подшипников, тип уплотнения.

3.5. Выполнить чертеж подшипникового узла с указанием посадочных размеров и со спецификацией (на миллиметровой бумаге).

в закрытых подшипниках и при неудовлетворительном разбрызгивании масла зубчатыми колесами пластичную (консистентную) смазку. При dn > 105 мм-об/мин смазкой заполняют 1/2 свободного объема узла, при dn ≤ 105 мм об/мин - до 2/3 объема. Консистентные смазки надеж­но удерживаются в узле, выдерживают высокие давления и ударные наг-рузки.

УПЛОТНЕНИЯ применяют для удержания смазки в подшипниковом уз­ле и для защиты, его от внешней среды. Различают уплотнения: I. КОНТАКТНЫЕ, применяемые при необходимости полной герметичности узла. К ним относят войлочные и фетровые кольца (рис. 35а), манжет­ные (рис- 35б) и торцовые (рис. 35в) уплотнения. Допускаемая ско­рость скольжения для войлочных колец - 2 м/с, для фетровых колец -

5 м/с, для манжетных уплотнений - 10 м/с, для торцовых уплотнений -6 м/с.

Войлочные и фетровые кольца перед установкой пропитывают мине­ральным маслом, нагретым до температуры 80°...90°С.

Манжетное уплотнение устанавливают рабочей кромкой манжеты в сторону подшипника при достаточно чистой окружающей среде и в об -ратную сторону подшипника при достаточно чистой окружающей среде и в обратную сторону - в сильно загрязненной среде, но при этом ее уплотняющие свойства снижаются и поэтому устанавливают сдвоенное уплотнение или манжету с двумя рабочими кромками (с пыльником - рис. 356, вариант 2).

Для уменьшения износа при работе войлочных и манжетных уплотнений шейку вала калят и полируют.

Торцовое уплотнение - шайба фасонного профиля толщиной 0,3... 0,6 мм, прижимая к торцу подшипника силами упругости (рис. 35в), -работает достаточно эффективно и не требует закалки и полировки шейки вала. 2. ББСКОНТАКТНЫЕ (с контролируемым зазором между вращающимися и не вращающимися деталями). К ним относят лабиринтные (рис. 35г) и щеле­вые (рис. 35д) уплотнения, работающие по принципу гидравлического затвора (дросселирование жидкости в узких зазорах) и центробежные уплотнения, в которых под действием центробежных сил масло отбрасы­вается выступом на втулке (валу) и по каналу стекает обратно в кор­пус (рис. 35е, вариант 2).

Лабиринтные уплотнения работают эффективно при окружной скорос­ти V  ≤.   30 м/с, щелевые - при V ≤ 10 м/с. При установке уплотнений зазоры заполняют консистентной смазкой. Их не рекомендуют применять в сильно загрязненной среде.

5) опор очень малых диаметральных размеров, например, для близко расположенных валов;