Практическое пособие к лабораторным работам "Изучение конструкций подшипников и подшипниковых узлов" по дисциплинам "Детали машин", "Основы конструирования и проектирования" и "Прикладная механика", страница 4

6)  опор, работающих в особых условиях (вода, агрессивные среды, за­грязненная смазка, и т.д.), в которых подшипники качения нерабо­тоспособны;

7)  опор, вспомогательных тихоходных малоответственных механизмов и др.

Работоспособность подшипника   существенно зависит от точности

изготовления и качества сепаратора..

ГОСТом 620-71 установлено 5 классов точности:

-    нормальный,                 применяют для валов общего назначения;

-    повышенный,              применяют для валов, требующих точного

-    высокий,                        вращения (станки, приборы и др.) и для

-    особо высокий,             валов с особо высокими скоростями враще-

-    сверх высокий,         ния.

С повышением класса точности стоимость подшипника существенно воз­растает: Класс точности                   

Класс точности

0

6

5

4

2

Относительная стоимость

1,0

1,3

2,0

4,0

10,0

В подшипнике без сепаратора тела качения набегают друг на дру­га. При этом кроме трения качения возникает и трение скольжения, поэтому увеличиваются потери на трение и износ подшипников. Сепа-ратор разделяет и направляет тела качения. При этом снижаются поте­ри и износ. Сепараторы массовых подшипников изготовляют штампован­ными из стальной ленты. Для высокоскоростных подшипников м/с применяют массивные сепараторы из латуни, бронзы, дюралюминия

или пластмассы.                                                                                                

Основной материал   колец и тел качения - это шарикоподшипни­ковые высокоуглеродистые хромистые стали ШХ15, ШХ15СГ (15-0, 15% хрома, 1-1,1 - углерода). Применяют цементуемые легированные ста­ли 16ХГТ и 20Х2Н4А. Для работы при высоких температурах применяют теплостойкие стали 95X18, ЭИ347Ш и др., при требовании немагнитности - бериллиевую бронзу. Твердость колец и роликов HRС 60-65, ша­риков - HRС   62-65.

I.I. Классификация подшипников качения.

По форме тел качения   подшипники делят на шариковые (рис 3,6, 9,11) и роликовые с роликами: цилиндрическими короткими (рис.1,б, 4,5)

гайкой I со стяжным винтом 2, при завинчивании которого возраста­ет сила трения в резьбовом соединении, препятствующая самоотворачиванию гайки I.

СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСЕВЫХ ЗАЗОРОВ-ФИКСИРУЩИХ ОПОР приведены на рис. 34: рис. 34а...г - осевым перемещением внешних колец подшипника, рис. 34д,е - внутренних колец подшипника.

Осевые зазоры в подшипниках регулируют: рис.34 а - подбором толщин металлических прокладок'I; способ достаточно точен при на­личии четырех прокладок с толщинами 0,1; 0,2; 0,4; 0,8 мм; рис.34б - гайкой I; рис. 34в - винтом I, ввинчиваемым во фланец 2; рис. 34г - винтом I и шайбой 2, самоустанавливающейся благодаря сфери­ческой поверхности винта I; этот способ точнее, чем в конструкци­ях на рис. 34 б,в; рис. 34 д - концевой шайбой I, под которую уста­навливают набор прокладок 2;шайбу к валу крепят винтами (аналогич­но рис. ЗЗг или рис. ЗЗд); рис. 34 е - упорной гайкой I со стопор­ной шайбой 2.

      Для облегчения перемещения внутреннего кольца подшипника по валу (рис. 34д,е) применяют посадки h6 или js6 (посадки нес­колько ослаблены по сравнению с обычной посадкой К6, рис. 34а...

При установке подшипников "враспор" осевые зазоры регулируют только в одной опоре; перемещением наружного кольца подшипника Сана- ' логично способам на рис. 34а...г).

При правильно отрегулированных подшипниках вал свободно проварачивается от руки.

1.3. СМАЗКА И УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ

Для смазки подшипниковых узлов редукторов общего назначения применяют: I. При dn300000 мм-об/мин жидкие масла ( dвнут­ренний диаметр подшипника, мм; n- частота вращения вала, об/мин) Для подачи масла в узел применяют масляную ванну (погружение под­шипника в масло до центра нижнего тела качения), разбрызгивание   . масла из общей масляной ванны зубчатыми колесами и циркуляционную смазку. При этом хорошо отводится тепло из рабочей зоны подшипни­ка и вымываются продукты износа. Однако необходимы погружение з масло колес быстроходных ступеней и более сложная конструкция уп­лотняющих устройств.-