Практическое пособие к лабораторным работам "Изучение конструкций подшипников и подшипниковых узлов" по дисциплинам "Детали машин", "Основы конструирования и проектирования" и "Прикладная механика", страница 7

Схема расположения полей допусков при посадке подшипников ка­чения приведена на рис. 31. Пример простановки посадок на сбороч­ном чертеже приведен на рис. 17 (к 6 - посадка внутреннего кольца с натягом, Н7 - наружного кольца с зазором).

СП0С0Б КРЕПЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ В КОРПУСЕ РЕДУКТОРА приведены на рис. 32: рис. 32а - привертной крышкой (наиболее распростра­ненный способ); рис. 326,в - стопорным кольцом I (пружинным), для обеспечения контакта между торцами подшипника и кольца устанавли­вают компенсаторную шайбу 2 (рис. 32в), толщину которой определя­ют при монтаже; рис. 32г - врезной крышкой I, применяют при разъ­емных' корпусах; рис. 32д - винтом I; рис. 32е - винтом I, ввинчи­ваемым во фланец 2, прикрепляемый к корпусу редуктора; способ иск­лючает нарезание резьбы большого диаметра в корпусе (чугунном) ре­дуктора и повышает надежность резьбового соединения (при стальной крышке 2). .

СПОСОБЫ КРЕПЛЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ НА ВАЛУ приведены на рис. 33: рис. 33а - вал в осевом направлении фиксируют упором в выступ кор­пуса I редуктора (сверху) или в торец крышки 2; такая схема приме­нима при установке подшипников "враспор"; рис. 33 б - пружинным сто­порным кольцом I; этот способ обычно применяют в "плавающих" опо­рах; рис. ЗЗв - упорной гайкой I со стопорной шайбой 2; рис. 33г,д - концевой шайбой I с болтами 2; самоотвинчивание болтов предупреж­дают стопорными шайбами (планками) 3; рис. ЗЗ е – упорной разрезной

разных размеров (рис. 28). Однако конструкция узла менее техноло­гична.

В конструкции узла на рис. 29 (схема 24в) подшипник с цилиндри­ческими роликами воспринимает только радиальную нагрузку, а сдвоен­ные конические роликоподшипники - осевую и радиальную нагрузки. Конструкция узла допускает температурные деформации (осевые) вала при постоянном осевом зазоре в конических подшипниках. При распо­ложении шестерни между опорами (рис. 30, схема 24г) возрастает жес­ткость узла и уменьшается неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (из-за уменьшения прогиба и угла поворота шестерни). Однако конструкция колес и корпуса редуктора усложняется и данная схема не всегда применима по конструктивным соображениям.

Подшипниковые узлы конических шестерен обычно монтируются в специальных стаканах 2 (рис. 25), что облегчает их сборку и регу­лировку зацепления. Осевой зазор в зацеплении регулируют подбором толщины прокладок 3 между корпусом редуктора и стаканом 2.

Осевые зазоры в зацеплениях регулируют набором прокладок 4 между стаканом 2 и крышкой (рис. 25) или установочной гайкой I со стопорной шайбой 2 (рис. 28).

Ведомые конические зубчатые колеса обычно располагают между опорами их валов, установленных на конических роликоподшипниках "враспор" (аналогично рис. 19).

I.I.3. ПОДШИПНИКОВЫЕ УЗЛЫ ЧЕРВЯЧНЫХ РЕДУКТОРОВ.

На опоры червяков действуют значительные осевые усилия и, по­этому, если не удается подобрать радиально-упорные подшипники, воз­можно применение упорных подшипников, воспринимающих только осевую нагрузку и работающих совместно с радиальными подшипниками ( [2] табл. 112, стр. 147). Для облегчения монтажа и демонтажа червяка диаметр расточки в корпусе редуктора выполняют больше диаметра вершин червяка.

При межосевом расстоянии aw ≤ 150.. .180 мм и расстоянии между опорами L ≤ 400 мм вал червяка устанавливают "враспор" (анало­гично рис. 18,19). При L> 400 мм одну опору выполняют фиксирую­щей, другую - "плавающей" (аналогично рис. 20,21).

Валы, имеющие значительные консольные нагрузки, устанавлива­ют на роликовых сферических или сдвоенных конических подшипниках.

восприятия совместно действующих радиальных и осевых нагру-зок,весьма чувствительны к перекосам валов.