Скульптура периода Великой Отечественной войны, страница 7

Все, что сделал и чего достиг в творчестве Н. В. Томский за годы войны, позволит ему в пос­левоенный период вписать в монументальную летопись Великой Отечественной войны немало ярких, немеркнущих страниц. Но об этом— чуть позже.

Ярко раскрылось в годы войны дарование В. Б. Пинчука. Он выполняет портреты воинов — защитников родного Ленинграда, партизан. Вы­сокого трагедийного накала достиг автор в компо­зиции «Клятва мести». Над снятым с виселицы патриотом склонялся мужественный и сильный, умудренный жизнью пожилой партизан. В другой композиции, «Балтиец», В. В. Пинчук создает образ военного моряка с автоматом и гранатой в руках, в боевом порыве ринувшегося на врага. За таким поднимутся в атаку матросы и пехотинцы, пойдут в решительный, может статься, последний бой.

Композиции «Балтиец» и «Клятва мести» со­зданы в 1942 году. Работы В. Б. Пинчука под­купают прежде всего богатыми жизненными наб­людениями.

На всей временно захваченной фашистами советской территории смело и решительно действо­вали партизанские отряды, Неоднократно доводи­лось бывать в партизанских лесах ленинградскому скульптору А. А. Стрекавину. Им создан ряд за­поминающихся портретов пожилых и молодых людей в полушубках и ушанках со знакомой трех­линейкой за плечами, первыми видевших изувер­ства фашистов и их прихвостней. Народные мсти­тели появлялись внезапно и наносили ощутимые удары по врагу именно там, где их меньше всего ожидали. Они становились не только реальной грозой для оккупантов, но и своими смелыми, дерзкими налетами на врага укрепляли веру мир­ного населения в несокрушимую силу советского строя, несгибаемость народа, близость скорой по­беды. Такими и предстают партизаны в портрет­ных бюстах и скульптурном барельефе А. А. Стре­кавина.

В этих работах  автор ставил перед собой за­дачу   не   только   добиться   портретного  сходства, но — и это главное — раскрыть типические черты характера простых советских людей, поднявшихся на  священную   войну   с   врагом.  Они пронизаны авторской   симпатией к   защитникам   Отечества, убеждают   внимательной   психологической  разра­боткой образов, смелостью пластических решений.

 Можно с достаточным основанием утверждать,  что за годы войны скульпторы, преодолевая труд­ности, не только накопили богатый практический опыт, но и добились заметных успехов о освоении ,  суровой военной действительности. При этом многие из них проявили смелость, подлинно новатор­ский подход в поиске новых пластических форм,   повышенной образной выразительности.

Искусство военной поры требовало от худож­ника и ваятеля особого напряжения творческих сил. Достойно воссоздать образ сражающегося героического народа можно было лишь на основе предельной творческой самоотдачи в поиске новых выразительных приемов, выработки соответствую­щего стиля.

И скульптура в силу ее специфических видо­вых отличий внесла в решение этой задачи свой достойный и поистине бесценный вклад. Как из­вестно, трехмерность скульптурного произведения, его пребывание в конкретном пространстве прида­ют пластическому образу особую значительность. Именно это качество скульптуры позволяет ее автору с большей художественной убедительно­стью, чем это мог бы сделать живописец или гра­фик, создавать возвышенные, патетические обра­зы. Именно поэтому скульптура как особый вид искусства искони тяготела к созданию таких обра­зов, в которых бы в концентрированной художест­венной форме закреплялись во времени возвышен­ные представления современников о лучших чело­веческих качествах, о подлинно значительных личностях.

Все сказанное о скульптуре периода Великой Отечественной войны, на наш взгляд, с особой силой подтверждает эти положения. В незамысло­ватых сюжетах, обыденных жанровых сценках, в многочисленных скульптурных портретах, компо­зициях, уже в первых памятниках и монументах военной поры художники сумели передать, доне­сти до потомков возвышенный, героический образ того времени, величие духа народа-борца, народа-победителя. И в этом их непреходящая историче­ская ценность.