Скульптура периода Великой Отечественной войны, страница 2

Работа эта появилась па выставке   1942  года «Великая Отечественная  война»   в  Государствен­ной Третьяковской галерее и привлекла всеобщее внимание. Вскоре, еще в годы войны, М. Г. Манизер на основе станковой композиции разрабатывает проект памятника отважной партизанке, который и был открыт в 1947 году на ее родине — в городе Тамбове. Несколько позже, в  1954 году, по этой модели памятник Зое Космодемьянской был установлен также и в Ленинграде.

Обобщенный образ молодой героини создает в 1943 году Е. Ф. Белашова в скульптуре «Непоко­ренная». Работа вылеплена автором порывисто и взволнованно. Фигура простой советской девушки полна живого движения, внутренней экспрессии. В   одежде — приметы   времени:   видавшая   виды куртка, на голове платок, на ногах старенькие, ис­топтанные башмаки. Худенькая рука, гневно сжи­мающая борт куртки, высоко поднятая голова — признаки решимости и воли. И вместе с тем во всем ее облике — теплота и душевность. Через дви­жение, позу, жест, взгляд, живую и трепетную пла­стическую форму скульптор передает духовную си­лу, волю, глубокую человечность образа, наполняет его драматической   взволнованностью  и   вырази­тельностью. И здесь мы прослеживаем плодотвор­ное влияние высоких художественных традиций, и прежде всего — творчества А. С. Голубкиной и ее знаменитой «Березки».

Обширную галерею скульптурных портретов людей военного времени создает С. Д. Лебедева. Для ее творчества характерна углубленная психо­логическая разработка образа. Ключ к ней худож­ник видела в непрестанной работе с натурой. Мно­гократно общаясь с портретируемыми, она стре­милась глубже проникнуть в их внутренний мир, понять их характер, подметить, запечатлеть при­мечательно-индивидуальное в осанке, посадке го­ловы, взгляде, жесте, мимике своих героев. Только так, и не иначе, можно по крупицам воссоздать жизненно правдивый, реалистический образ.

Внимание, зоркость к сугубо личностному по­могали скульптору лучше понять и воспроизвести типические черты характера советских людей, проявившиеся в годы войны. Героическое начало, осознанный патриотизм, развитый интеллект — неизменные общие черты глубоко индивидуализи­рованных образов, созданных скульптором. Таковы Герой Советского Союза А. С. Осипенко и И. И. Гейбо. генерал-полковник авиации Ф. Я. Фалалеев, военный корреспондент — поэт А. Т. Твар­довский, танкист С. Токарев, полковник Мамыш-Улы.

С. Д. Лебедевой принадлежит честь создания в 1942 году первого скульптурного портрета лет­чика Николая Гастелло, который в самые первые дни вражеского нашествия совершил беспример­ный героический подвиг, направив свой подбитый самолет в скопление танков противника. За этот подвиг летчик-коммунист Н. Ф. Гастелло одним из первых в период войны был удостоен звания Героя Советского Союза.

Скупо, лаконично передает скульптор гневный взгляд отважного летчика, выразительную линию плотно сжатых губ. Пластически тонкой проработ­кой скульптурной формы автор воссоздает остро­выразительный образ бессмертного героя.

Успех в создании портрета, как правило, сопут­ствует тому художнику, который добивается идей­но-образной слитности, единства в выражении внешних и внутренних черт модели.

Этого в значительной мере удавалось достиг­нуть одному из замечательных скульпторов — И. Г. Першудчеву. На его работах — это можно утверждать с достаточной определенностью — от­ложилась печать времени в лучшем смысле этого понятия. По манере лепки с детальной проработ­кой пластической формы, по выразительности ху­дожественного языка, по суровой правдивости его образов, по всей своей стилистике его произведения принадлежат героическому времени Великой Оте­чественной войны, и их невозможно спутать с ра­ботами других лет.

Немало фронтовых дорог исколесил в годы вой­ны грековец И. Г. Першудчев. Там он встречал разных людей — командиров, политработников, рядовых, представителей всех родов войск, людей разных возрастов и национальностей. Не внешняя примечательность человека влекла к себе молодого художника, а его внутреннее состояние — посто­янная собранность, готовность к принятию самых трудных и быстрых решений в подчас молниенос­но менявшейся ситуации, любовь к жизни и про­бивающаяся сквозь суровость внешнего облика человеческая доброта. Художник рисовал и лепил, лепил и вновь делал зарисовки портретируемых. Ему удалось создать целую галерею скульптурных портретов фронтовиков. Разные по степени пла­стического совершенства, все они объединены сквозной темой войскового товарищества, братства по оружию, той несгибаемой силой, которая приблизила победу над врагом.