Скульптура периода Великой Отечественной войны, страница 3

Наибольшего успеха добился художник при создании портретов участников победного штурма рейхстага — М. А. Егорова, М. О. Кантарии, К. Я. Самсонова и заместителя командира полка майора А. В. Соколовского. Их портреты были сде­ланы сразу же после завершения победных боев 1945 года за Берлин, став, таким образом, своеоб­разными документами эпохи.

В образе простого русского смоленского парня М. А. Егорова автор точно подметил и удачно пе­редал неповторимость состояния бойца, выхвачен­ного из круговерти последних боев в этой крово­пролитной войне и оставшегося в живых. Мягкая моделировка формы, живая выразительность лица, открытый взгляд создают пластически цельный и типически характерный образ. Скульптор убежда­ет нас в том, что перед нами человек, прошагав­ший по дорогам войны пол-Европы во имя искоренения фашизма, перед нами человек, своими мыслями устремленный к России, Родине, отчему дому, родной земле.

Примером подобного рода работ также явля­ются портреты М. О. Кантарии и К. Я. Самсонова. И в них И. Г. Першудчев добивается многомер­ной реалистической убедительности в трактовке героических образов точно найденной компози­ционной постановкой головы, неповторимым пла­стическим складом лица, носа, скул. Автор пе­редал в героях не только физическую силу, но и силу духа, спокойную уверенность, народную мудрость.

Каждое время рождает, пестует, формирует своих героев. Воина, думаю, прежде всего война, сформировала скульптора, имя которого, правда уже после войны, стало широко известно как у нас в стране, так и за рубежом. Этим выдающимся мастером был Е. В. Вучетич, искусство которого стало одной из вершин социалистического реа­лизма.

Он любил вспоминать милый сердцу Тихий Дон со множеством бурных событий, свое босоно­гое детство, рано пробудившийся интерес к лепке и один эпизод, запавший в душу двенадцатилетнему мальчонке. Это было в 1920 году. Он видел ворвавшихся в город красных конников и еле уно­сивших ноги белогвардейцев. То была героическая Первая Конная армия молодой Советской респуб­лики, освободившая родной Ростов.

— Меня тогда поразил и торжественный вид красноармейцев, и их молодцеватая подтянутость, и безудержно-стремительный напор лавины кон­ников, перед которым не могла устоять никакая сила,— рассказывал он с увлечением.— Вот тогда-то, наверное, и прикипело мое сердце к военным людям, к батальному искусству.

Е. В. Вучетич с первых дней войны — в рядах борющегося народа, в Действующей армии. В годы войны он прошел славный путь от солдата до ко­мандира батальона. Сменив карандаш и резец на винтовку, фронтовик-солдат, а затем и офицер, познал истинную цену и смысл тяжелых оборо­нительных боев, видел море людской крови и неи­моверные человеческие страдания.

Художник сохранял в цепкой памяти наиболее характерные факты, события, эпизоды боевых действий. А главное — пристально всматривался в людей, воевавших с ним рядом, героически иду­щих на смертельную схватку с врагом. С ними он познал и горечь поражений, и радость первых побед, тяжесть утрат. Не раз был ранен в боях.

Фронтовые впечатления стали для художника той основой, той базой, тем фундаментом, из ко­торых впоследствии вырастут правдивые, эмо­ционально насыщенные образы людей на войне. Они дали ему богатую пищу для тягостных и в то же время плодотворных размышлений о смысле войны, о ее истинном характере и значении для судеб мировой цивилизации.

Много лет спустя закаленный, возмужавший талант мастера переплавит все эти наблюдения, факты, события в потрясающей силы скульптур­ные образы, ставшие своеобразными символами войны и мира.

Боевая служба отважного офицера продолжи­лась два первых, долгих, многотрудных года вой­ны. В 1943 году капитан Е. В. Вучетич был при­командирован к Студии военных художников имени М. Б. Грекова, в составе которой и прошел все последующие военные годы. Теперь уже ка­рандаш, бумага, пластилин становятся его глав­ным оружием. Он по-прежнему много ездит по фронтам, штабам, воинским соединениям. Рисует и лепит портреты тех, кто с оружием в руках от­стаивал каждую пядь родной земли, кто не жалел сил и, когда требовалось,  жизни  во имя очище­ния Советской страны от фашистской нечисти.