Скульптура периода Великой Отечественной войны, страница 4

Самое примечательное и перспективное в твор­ческом методе Е. В. Вучетича заключается прежде всего в прочной опоре на классическое наследие, на академическое искусство в его лучших проявле­ниях. Пластический язык, образный строй, компо­зиционное построение сюжета не были у Е. В. Вучетича холодным заимствованием выработанного мастерами прошлого приема и стиля. Это была не просто тяга к освоению культурного наследия, что само по себе уже знаменует явление позитивное и обнадеживающее. Используя накопленный опыт, опираясь на лучшие достижения отечественной и мировой скульптурной пластики, пропуская этот бесценный багаж через собственное мироощуще­ние, Е. В. Вучетич вдумчиво и настойчиво выра­батывал свой стиль, свой метод, свой язык.

Естественно, не все получалось у художника сразу, не все образовывалось в соответствии с за­мыслом. Главное заключалось в другом. Своими работами скульптор настойчиво утверждал непре­ходящую ценность и неисчерпаемые возможности реализма. В них наглядно раскрывалось следова­ние искусства социалистического реализма лучшим традициям русского и мирового искусства.

Творческой заслугой Е. В. Вучетпча в годы войны было создание целой галереи скульптурных портретов. И в этом нужно отдать должное ху­дожнику. Он сумел за этот период пройти такой большой творческий путь, накопить такой значи­тельный профессиональный опыт, который иной художник не сможет приобрести и за десятилетия жизни.

Именно в суровое военное время Е. В. Вучетич почувствовал особый интерес к созданию памятни­ков и мемориальных скульптурно-архитектурных композиций. Работал он с огромным энтузиазмом и самоотверженностью. В справедливости сказан­ного нетрудно убедиться даже на основе простого перечисления работ, созданных им в годы войны.

 Вначале были созданы бюсты Героев Советско­го Союза А. Рафтопуло и И. Середы. Затем — па­тетически заостренные и внутренне напряженные монументальные портреты генералиссимуса А. В. Суворова и фельдмаршала М. И. Кутузова. Возросшее пластическое мастерство позволяет ав­тору убедительно и впечатляюще раскрыть скон­центрированную волю, глубоко индивидуализиро­ванную масштабность образов таких известных военачальников, как генерал армии Н. Ф. Вату­тин (1945), генерал-полковник авиации С. И. Ру­денко (1945).

Необычайно широк диапазон творческих инте­ресов скульптора. Его неудержимо влекла к себе и монументальная пластика. В 1943 году он начи­нает разработку проекта памятника генерал-лей­тенанту М. Г. Ефремову, бывшему командующему 33-армией, геройски павшему в боях 1941 года за город Вязьму. Примечательно, что уже в июле 1943 года проект памятника был опубликован в печати для обсуждения. Впоследствии первона­чальный проект был значительно переработай и завершен автором в 1943 году (архитектор Я. Б. Белопольский).

В основу композиционного решения скульптур­ной группы памятника Е. В. Вучетич взял пос­ледний момент боя горстки советских отважных воинов во главе со своим генералом, окруженных врагом. Близится момент трагической развязки. Перед автором стояла трудная двуединая задача: с одной стороны, не впасть в ложную декларатив­ную патетичность, а с, другой — не попасть в ло­вушку бескрылого натурализма.

Незаурядный талант, мастерство помогли ему успешно решить ее и одержать ощутимую идейно-эстетическую победу. Это был один яз первых многофигурных скульптурных памятников, соз­данных в годы войны. Художественные качества этой работы позволили ей занять достойное место в летописи советского монументального искусства. Стремясь к архитектонической и пластической гармонии монумента, автор так строит сложную круговую композицию скульптурной группы, что каждая из пяти фигур, играя вполне самостоя­тельную смысловую роль, вместе с тем сливается с остальными в единое образное целое.