Скульптура периода Великой Отечественной войны, страница 6

С этой фигурой композиционным и объемно-пространственным решением взаимосвязана скульп­тура «Не пропустим!»), изображающая хотя и мо­лодого солдата, но повидавшего уже многое на этой войне. Не раз глядел он опасности в глаза. Крупно и резко вылепленное лицо с большими, глубоко посаженными глазами, низко надвинутая на лоб каска придают его облику суровую реши­мость, подчеркивают могучую силу характера со­ветского воина. Волевой останавливающий жест левой руки и плотно сжатая в правой руке винтовка с приткнутым к ней штыком говорят о его го­товности дать достойный отпор врагу. Плотная, обобщенная и в то же время реалистически точная лепка сообщает всей его фигуре ощущение огром­ной физической и моральной силы, беспредельного мужества и стойкости, олицетворяющих мужество всех советских воинов.

Фигуры в 1944 году были установлены по обе стороны Ленинградского шоссе на высоких поста­ментах у въезда на путепровод. Это место, пожа­луй, одно из самых близких в северной части столицы, к которому :зимой 1У41 года приближались вражьи полчища. В те годы это была окраина Москвы. И две фигуры, юноши и девушки, на высо­ких постаментах, украшенных военной эмблемати­кой, как бы потрепали каждого въезжающего в город и напоминали о недавней героической обо­роне Москвы.

Прошли с тех давних времен уже не годы, а десятилетия. Неузнаваемо выросла, изменилась и похорошела столица. Ленинградский путепровод теперь, пожалуй, ближе к центру города, нежели к окраине. Немало за это время произошло изменений в стилистике скульптурно-архитектурных ансамблей. Но, как и прежде, выразительные мо­нументальные скульптуры Н. В. Томского несут все новым и новым поколениям советских людей чувства патриотической гордости.

Эти скульптуры стали своеобразными символа­ми стойкости и победоносной силы Красной Ар­мии. Без ложной патетики, четким и лаконичным пластическим языком, в таком сочном я вырази­тельном материале, как чугун, скульптор правдиво воссоздавал яркие образы советских воинов — ге­роических и мужественных защитников социали­стического Отечества. В этом непреходящая идейно-эстетическая ценность и воспитательная значи­мость скульптурных композиций Н. В. Томского «На защиту Москвы» и «Не пропустим!».

В творчестве Н. В. Томского большое место принадлежит скульптурному рельефу. По мнению скульптора, это такая форма пластики, которая позволяет в развернутых скульптурных компози­циях добиваться убедительной многоплановости в образном раскрытии темы. Внимание к рельефу — еще одно свидетельство глубокого уважения авто­ра к высокой традиции русского ваяния. Н. В. Том­ский выполнил ряд скульптурных рельефов для подземного перронного зала станции Московского метро ”новокузнецкая”.

Русский народ на протяжении своей истории выдвинул из своей среды, дал Родине немало вы­дающихся личностей, в том числе и полководцев. Их славные дела не раз достойно служили Оте­честву в самые трудные моменты его существо­вания. Имена, героические образы наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Дон­ского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Александра Суворова, Михаила Кутузова несли через века нашим современникам высокий пример беззаветной любви к Родине.

В 1943 году Н. В. Томскому было поручено выполнить шесть скульптурных медальонов с портретами великих русских полководцев. С ог­ромным увлечением, с полной самоотдачей трудил­ся автор, кропотливо изучал иконографический материал, делал лепные эскизы и наконец создал в невысоком рельефе портреты этих выдающихся деятелей русской истории.

Автор избрал единый принцип профильного портрета. Скупыми средствами, лаконично и выра­зительно он передает в них черты героического характера. Композиция каждого портрета орга­нично включала в себя и соответствующие декора­тивные атрибуты — знамена п различные виды русского оружия, усиливающие обобщенно-симво­лическое звучание работ. В этих произведениях проявилось растущее, набирающее силу мастер­ство художника, его способность решать в скульп­туре сложные идейно-эстетические задачи.

Продуктивно трудился Н. В. Томский и в дру­гих видах скульптурной пластик». В 1944 году он создал проект памятника генералу армии И. Р. Апанасенко для Белгорода (сооружен в 1949 году), проект памятника героине-партизанке Лизе Чайкиной, приступает к работе над скульп­турным портретом дважды Героя Советского Союза М.Г. Гареева, выполняет ряд других работ