Скульптура периода Великой Отечественной войны, страница 5

Художник с большой реалистической убеди­тельностью трактует действия каждого персонажа, наделяя своих героев конкретными, индивидуали­зированными чертами. Раненый офицер, изобра­женный в неестественной позе на переднем плане, приготовившийся дорого отдать свою жизнь, и бо­ец, яростно отстреливающийся из автомата, оли­цетворяют несгибаемость советских воинов. Сол­дат в телогрейке с накинутой плащ-палаткой, поддерживающий раненого командира, демонстри­рует верность воинскому долгу. Воин, пригото­вившийся бросить, может быть, последнюю грана­ту, символизирует непримиримую, испепеляющую ненависть к врагу. Фигура раненого генерала, возвышающегося в центре, объединяет их всех и придает группе композиционную завершенность. Приковывает к себе внимание его высокая, подавшаяся вперед фигура с выразительной головой, с устремленным вдаль взглядом глубоко сидящих глаз и вздернутым упрямым подбородком, с раз­вевающимися полами шинели, из-под которой виден на груди у генерала боевой орлей. Пожалуй, лишнюю патетику придает указующий жест его руки, что в целом не умаляет жизненной правди­вости скульптуры.

Предельно точна пластика и в крупных и в мелких объемах. Автор тяготеет к детальной про­работке скульптурной формы. Вместе с тем он умело использует и прием широкой обобщенной лепки. Точно найдены и увязаны все части ком­позиции. Это наряду с тщательной проработкой каждой фигуры, каждой детали памятника позво­лило автору глубоко раскрыть суть героического подвига, жизненно правдиво показать внутреннее состояние человека а момент сильнейшего волево­го и душевного напряжения.

В целом это произведение К. В. Вучетича вос­принимается как гимн силе, мужеству н несгибаемой стойкости тех, кто не щадил своих жизней в кровопролитных боях за каждый клочок родной земли.

Другим выдающимся советским скульптором, внесшим огромный творческий вклад в советское искусство военных лет, был Н. В. Томский.

К началу войны Н. В. Томский — достаточно известный художник, автор замечательных па­мятников С. М. Кирову в Ленинграде, В. И. Лени­ну в Воронеже, непременный участник всех круп­ных выставок изобразительного искусства 30-х го­дов. Его можно отнести к числу наиболее ярких представителей художников нового типа, сфор­мировавшихся в годы социалистического строи­тельства. Художник-коммунист Н. В. Томский с первого дня войны уходит в армию. Но уже через два месяца его отзывают с военной службы для работы на поприще искусства.

Выше уже говорилось о том. что, работая с группой художников в неимоверно сложных усло­виях ленинградской блокады, Н. В. Томскому уда­лось создать два значительных не только по раз­мерам, но и по идейно-эмоциональному заряду и пластически-образному строю монументально-скульптурных агитплаката, которые, к сожалению, ни сохранились и о которых мы можем судить лишь по фотографиям н воспоминаниям совре­менников.

Н. В. Томский - блистательный мастер психо­логического портрета. И об этом пойдет речь в дальнейшем. Здесь же представляется целесооб­разным подчеркнуть еще одно направление его творческих поисков — разработку скульптором уже в годы войны философски осмысленных, обоб­щенно-символических образов, увековечивших в металле и камне подвиги советского народа.

Так, в 1943 году автор создает две скульптуры бойцов — юноши и девушки,— олицетворяющих подвиг защитников столицы. Особенно впечатля­ет сильная, волевая девушка-солдат композиции «На защиту Москвы». В постановке фигуры, ее позе, призывном жесте чувствуется собранность, решимость, устремленность, волевая энергия. У нее открытое, типично русское лицо. Взгляд сосредоточен и выразителен. Изгиб бровей и губ, чуть вздернутый нос, приподнятый подбородок, плотно сидящая пилотка, из-под которой выбива­ется красивая прядь волос, придают ее лицу жи­вую искренность и пластическую выразитель­ность. Уверенная, твердая поступь девушки и развевающаяся на ветру плащ-палатка сообщают ее движениям ярко выраженную динамику и рит­мическую завершенность, собранность.