Скульптура периода Великой Отечественной войны

Страницы работы

Содержание работы

За годы войны было создано немало емких, не­повторимых образов героев войны и тыла. И подобно тому как из отдельных кирпичиков вырастает целостное здание, так н-ч галереи вполне конкрет­ных скульптурных портретов воссоздается доста­точно многоликий и цельный в своем обобщении образ советского народа — воина, патриота, интернационалиста.

В лучших из них нашли яркое образное выра­жение новые благородные черты народного харак­тера, взращенного, выкованного партией и госу­дарством в горниле социалистического переустрой­ства жизни: высокая сознательность, глубокая идейная убежденность, сила духа, бесстрашие, мужество, внутренняя готовность к подвигу, лю­бовь и преданность Отечеству.

Из скульптурных произведений этого периода прежде всего называют выполненные В. И. Мухи­ной портреты полковника И. Л. Хижняка, полков­ника Б. А. Юсупова и «Партизанку». Действи­тельно, это лучшие работы, созданные в годы вой­ны. В портрете Б. А. Юсупова подкупает смелость пластической трактовки внешнего облика ге­роя. Его израненное, изуродованное лицо, глаз­ная повязка, казалось бы. не позволяли скульпто­ру создать возвышенный пластический образ. Ав­тор же сумел не только увидеть в этом лице черты героя, но и найти им достойное пластическое воп­лощение, блестяще справившись с неимоверно трудной творческой задачей. Артиллерист-раз­ведчик, он совершил в тылу противника подвиг, направив колонну вражеских танков прямо на минное поле. Герой, удостоенный за боевые под­вига высшей награды Родины — ордена Лени­на, вырастает в скульптуре В. И. Мухиной до ти­пически характерного образа. Он величествен, как монумент, он незабываем как олицетворение художественного совершенства.

В этой работе еще раз и с особой силой прояви­лось потрясающее умение В. И. Мухиной увидеть в обыденном — героическое, в частном — общее, общезначимое, в конкретном — типическое, в не­красивом — прекрасное и возвышенное.

Духовная наполненность пластического образа, степень интереса к скульптурному портрету, а сле­довательно, и его влияние на зрителя во многом определяются качествами портретируемого героя, масштабом его личности, его способностью к геро­ическому деянию, подвигу во имя великой цели.

Смотришь на скульптурные портреты наших выдающихся государственных деятелей, воена­чальников, исполненных в лучших реалистических традициях С. Д. Меркуровым, Е. В. Вучетичем, Н. В. Томским, С. Д. Лебедевой, М. Г. Манизером, и  зримо ощущаешь неоднозначную сложность, мо­жет быть, даже противоречивость личностных ка­честв портретируемых и вместе с тем какую-то мощную цельность изображенной человеческой на­туры, ее яркую незаурядность, силу н масштаб­ность характера.

Каждый из них по-своему, как бы изнутри, из­лучает свет, определяя тем самым духовный по­тенциал личности. Составляющими этих качеств являются патриотизм, воля и решительность в до­стижении цели, мужество н твердая убежден­ность в правоте своего дела, незаурядная смелость, мастерское владение военным искусством побеж­дать, высокий интеллект и человечность. Этим яр­ким и сильным характерам органически чужды ме­лочная суетность поступков и приземленность по­мыслов. Это и понятно. Ибо тогда не было бы героической личности.

Масштабную личность немыслимо создать ис­кусственно. Никакое, пусть даже самое высокое, мастерство живописца и скульптора неспособно скрыть неестественность, фальшь в трактовке ре­ального образа. Героическая личность — порожде­ние самой жизни, я война, при всей ее трагической сущности, стала катализатором лучших черт ха­рактера не только отдельных героев, но и миллио­нов людей, имя которым — советский народ.

Такими мы я видим их в произведениях мно­гих советских скульпторов тех лет. В их работах перед зрителем предстают люди, для которых вой­на — занятие необычное и противоестественное. Но именно она формирует в каждом черты герои­ческие, лепит характеры могучие, возвышенные. Так из множества ярких образов создается коллек­тивный портрет нового общества, рожденного со­циалистической революцией.

Глубокая, идущая от сердца человечность поко­ряет зрителя в величаво-строгой и вместе с тем преисполненной героического порыва скульптуре «Зоя Космодемьянская», созданной М. Г. Манизе­ром. Гордый поворот головы, решительный и твер­дый шаг, исполненные сдержанной энергии жесты рук, убедительно и детально переданная полувоен­ная одежда отважной партизанки — все это созда­ет запоминающийся героический женский образ.

В работе ярко проявилось профессиональное мастерство скульптора, его высокая пластическая и общая культура, глубокое знание и творческое использование плодотворных классических тради­ции. Композиционным решением скульптуры ав­тор как бы подчеркивал особо возвышенный харак­тер ее натуры, величие ее подвига.

Похожие материалы

Информация о работе