Ответы на экзаменационные вопросы № 1-48 дисциплины "Системы железнодорожной автоматики и телемеханики" (История и перспективы развития СЖАТ. Приём известительного кода в системе "Нева"), страница 18

Для возвращения стрелки из среднего положения после незавершенного перевода нажимается стрелочная кнопка другого положения стрелки. Это вызывает изменение полярности тока в основной обмотке реле СУП. В рабочую цепь включается другая обмотка возбуждения электродвигателя и происходит его реверс.


30 2-х проводная схема управления стрелочным ЭП

Двухпроводная схема управления стрелочным электроприводом постоянного тока принята в качестве типовой для системы электрической централизации (ЭЦ) с центральным питанием и получила широкое распространение на сети дорог СССР.

В схему входят (рис. 3) следующие цепи:

1) пусковая (управляющая), содержащая схему включения пускового стрелочного реле ПС типа СКПШ-4. Реле ПС имеет: две обмотки сопротивлением 160 Ом, управляющие поляризованным якорем; обмотку 160 Ом, управляющую нейтральным якорем; токовую обмотку 0,35 Ом, рассчитанную на прохождение тока цепи двигателя и управляющую нейтральным якорем;

2) контрольная, которая содержит схемы включения контрольного реле К комбинированного типа и двух контрольных реле нейтрального типа для контроля плюсового (ПК) и минусового (МК) положений стрелки;

3) рабочая, имеющая токовую обмотку реле ПС, обмотку реверсирующего реле Р поляризованного типа (ППРЗ-5000) и обмотки двигателя постоянного тока типа МСП.

В схеме используется вентильная контрольная цепь, в которой положение стрелки контролируется реле К. При плюсовом положении стрелки через обмотку К проходит одна из полуволн переменного тока напряжением 110 В: ОХКС, С2, обмотка реле К, сопротивления R2, R1, фронтовой контакт К, С1, ПХКС. Другая полуволна переменного тока замыкается через диод Д1, который контрольными контактами автопереключателя (АП) подключается параллельно обмотке реле К: тыловой контакт реле ПС, Л1, контакты реле Р, 31-32 АП, Д1, R4, 33-34 АП, Л2, тыловой контакт реле ПС. В схеме включено также реле ПК: РПБ, Р6, Фронтовой контакт реле К, контакт поляризованного якоря реле К, обмотка ПК, контакт поляризованного якоря реле ПС, РМБ. Сопротивление R6 уменьшает напряжение рабочей батареи 220 В до номинального напряжения 40 В на реле типа НМШ-700. Конденсаторы С1 и С2 в контрольной цепи исключают шунтирование обмотки реле К низким для постоянной составляющей сопротивлением источника питания. Кроме того, в этой схеме они исключают сообщение по постоянному току через источник питания контрольных цепей различных стрелок, которое может привести к появления ложного контроля.

 Перевод стрелки в минусовое положение происходит при повороте рукоятки в положение "-". Через контакт поляризованного якоря реле ПС и диод Д2 включается обмотка 160 Ом нейтрального якоря реле ПС, контактами которого отключается реле К от линии Л1, Л2. Контроль плюсового положения стрелки выключается. Одновременно через замкнутый контакт ВК нейтрального якоря реле ПС создается цепь включения одной

из обмоток 160 Ом (левой, рис. 3) поляризованного якоря

 Фронтовые контакты нейтрального и переброшенные контакты поляризованного якорей реле ПС подключают источник питания рабочей цепи (РПБ-РМБ) к линии Л1-Л2. Через обмотку реле Р и сопротивление R5 = 12000 Ом, предназначенное для снижения напряжения на обмотке реле Р до 50 В, проходит ток: РПБ, обмотка 0,35 Ом реле ПС. контакт поляризованного и контакт нейтрального якорей реле ПС, Л2, R5, обмотка реле Р, Л1. фронтовой контакт ПС, переведенный контакт ПС, РМБ. Якорь реле Р перебрасывается в другое положение, а его контактом параллельно обмотке подключается цепь двигателя: Л1, переведенные контакты Р, 11-12 АП, обмотки двигателя, БК, Л2. Стрелка переводится в минусовое положение. Ток рабочей цепи проходит через обмотку 0,35 Ом реле ПС, которое остается включенным до конца перевода стрелки.