Ответы на экзаменационные вопросы № 1-48 дисциплины "Системы железнодорожной автоматики и телемеханики" (История и перспективы развития СЖАТ. Приём известительного кода в системе "Нева"), страница 13

Реле В срабатывает не в каждом кодовом цикле. Это ухудшает условия работы схемы. Для обеспечения нормальной работы дешифратора второй способ защиты используется при появлении на светофоре зеленого огня, так как реле ПТ(см) не работает при передаче кодового сигнала 3 {рис. 4.8, б). Влияние короткого замыкания изолирующих стыков в этом режиме исключается первым способом защиты. Для контроля работы реле ПТ(см) его фронтовой контакт включается в цепь возбуждения реле Т (см). При таком включении обмотки трансмиттерного реле длительность импульсов кода уменьшается на время срабатывания реле ПТ(см). Это ухудшает условия работы дешифратора, особенно при кодовом сигнале КЖ. Для восстановления длительности импульсов при кодовом сигнале КЖ диодом VD 7 создается дополнительное замедление на отпускание якоря реле Т (см). Чтобы диод VD7 не создавал дополнительного замедления реле ПТ(см), в схему включается диод VDб.

Остальные диоды, применяемые в схеме дешифратора, имеют следующее назначение: VDІ и VDЗ предотвращают возможность разряда конденсатора С1 на любые цепи, кроме обмотки реле Ж и конденсатор С2; VD2 исключает разряд конденсатора СЗ по обходным цепям, исключая реле 3; VD4 повышает замедление на отпускание реле В; VD5 исключает возможность попадания циркулирующих через диод VD4 и обмотку реле В токов в другие цепи. Резисторы R01 и Rо2 ограничивают зарядный ток конденсаторов С1 и СЗ; резистор Rо3 обеспечивает разряд конденсатора С1 в отсутствие приема кодовых сигналов; резистор Rо4 ограничивает зарядный ток конденсатора С1, исключая возможность ложного возбуждения реле Ж при случайном одиночном срабатывании реле И, например от помех тягового тока; резистор Rо5 ограничивает ток разряда СЗ, увеличивая замедление реле 3. Конденсаторы СИ7; СИ2; СИ3 совместно с резисторами RИ1, RИ2 и RИ3 образуют искрогасящие контуры. Все реле и другие элементы схемы собраны в дешифраторную ячейку типа ДА.

В схеме включения огней светофора (рис. 4.8, в) предусмотрены резерв нити лампы красного огня и контроль целостности основной и резервной нитей, осуществляемый в холодном и горячем состояниях соответственно огневыми реле О и ОД. При перегорании основной нити реле О осуществляет переключение на резервную нить. Информация об исправности основной и резервной нитей лампы красного огня приборами диспетчерского контроля передается на ближайшую станцию.

При переходе на двустороннее движение в неправильном направлении для управления поездом используются сигналы АЛС; границами блок-участков являются проходные светофоры правильного направления. Для организации двустороннего движения предусматривают: применение двухпроводной схемы смены направления; кодирование рельсовых цепей при движении в неправильном направлении с релейного конца при занятии рельсовой цепи; использование цепей извещения о приближении поезда при движении в неправильном направлении для линейных цепей, а реле ИП (см. рис. 4.6) для выбора значности кодов; при установленном неправильном направлении движения, перевод рельсовых цепей на работу в импульсном режиме вместо кодового с применением для импульсного питания кода КЖ. В релейном шкафу каждого светофора устанавливают дополнительные реле Н, ПН, ЦТ, ПДТ, ОИ, ИП и ИП1, подключаемые к схеме настроечными перемычками.

Реле Н входят в состав схемы смены направления и при установленном правильном движении возбуждаются током прямой полярности. При переходе на неправильное направление движения реле Н на всех сигнальных точках получают питание током обратной полярности, переключают свои поляризованные якоря и включают питание реле ПН. Тыловыми контактами 11-13 и 41-43 реле ПН выключаются цепи разрешающих огней светофоров и кодирования для правильного направления. В цепях обмоток дополнительного трансмиттерного реле ДТ и его повторителя ПДТ замыкаются фронтовые контакты 27-22 реле ПН. Окончательное замыкание этих цепей осуществляется фронтовым контактом реле ОИ, которое срабатывает при вступлении поезда на рельсовую цепь. Фронтовым контактом 47-42 ПН реле Т подключается к контакту КЖ кодового путевого трансмиттера. Через контакты реле Т осуществляется импульсное питание рельсовых цепей.