Ответы на экзаменационные вопросы № 1-48 дисциплины "Системы железнодорожной автоматики и телемеханики" (История и перспективы развития СЖАТ. Приём известительного кода в системе "Нева"), страница 11

При приеме второго импульса снова притягивает якорь реле И. При этом образуются цепи из замкнутых фронтовых контактов реле И, І и ІА. Те же процессы происходят и при приеме третьего импульса в кодовой комбинации. При расшифровывании кодового сигнала КЖ на выходе дешифратора возбуждается одно  реле Ж, а при расшифровывании кодовых сигналов Ж и 3 — два реле Ж и 3 (рис. 4.7, б, в). Кодовый сигнал КЖ представляет собой один импульс и большой интервал в кодовом цикле. С момента возбуждения реле-счетчика 1 размыкается цепь заряда конденсатора С1 и начинается его разряд на обмотку реле Ж и конденсатор С2. Реле Ж возбуждается, а конденсатор С2 заряжается, обеспечивая питание реле Ж в большом интервале. При приеме последующих циклов кода схема работает аналогично. Через фронтовой контакт реле Ж и тыловой 3 на светофоре включается лампа желтого огня, а обмотка реле Т (см) подключается к контакту Ж кодового путевого трансмиттера.

В смежную рельсовую цепь подаются кодовые сигналы желтого огня (два импульса в кодовом цикле, разделенные коротким интервалом). При приеме первого импульса дешифратор работает так же, как и при приеме кодового сигнала КЖ. В маршрутном интервале между импульсами реле-счетчик 1 благодаря замедлению удерживает якорь притянутым. С приходом второго импульса в кодовом цикле создается цепь возбуждения реле 3 и заряда конденсатора СЗ, изменений в цепи питания реле Ж не происходит. Поскольку реле-счетчики 1 и 1А удерживают якоря притянутыми, то конденсатор С1 продолжает разряжаться на обмотку реле Ж и конденсатор С2. В большом интервале реле-счетчики 1 и 1А отпускают якоря. Таким образом, реле-счетчики устанавливаются в исходное состояние, и схема готова к расшифровыванию очередного цикла. На все время приема кода Ж сигнальные реле Ж и 3 удерживают якоря притянутыми.

Через фронтовые контакты реле Ж и 3 на светофоре включается лампа зеленого огня, а обмотка реле Т (см) подключается к контакту 3 трансмиттера. В смежную рельсовую цепь подаются кодовые сигналы 3 (три импульса в кодовом цикле). При приеме первых двух импульсов кода 3 возбуждаются реле Ж и 3. При третьем импульсе изменений в цепи реле Ж не происходит, а реле 3 и конденсатор О дополнительно подключаются к источнику питания. В большом интервале реле Ж получает питание от конденсатора С2, а реле 3 — от конденсатора СЗ. Если дешифратор работает нормально, запас энергии в конденсаторах периодически пополняется. При возникновении отказа в схеме и прекращении импульсной работы реле-счетчиков конденсаторы перестают подзаряжаться, и реле Ж и 3 отпускают якоря. Включение контакта реле-счетчика 1А в цепь конденсатора С1 позволяет увеличить промежуток времени, в течение которого реле Ж получает питание от конденсатора С1. Это дает возможность уменьшить емкость конденсатора С2, замедление реле Ж на отпускание якоря и ускорить включение красного огня на светофоре при вступлении поезда на блок-участок.

В системе числовой кодовой автоблокировки предусмотрены меры защиты от появления на путевом светофоре более разрешающих показаний при коротком замыкании изолирующих стыков. Возможны два варианта короткого замыкания. Первый вариант — непрерывное замыкание. В этом случае импульсное путевое реле будет работать синхронно с трансмиттерным реле смежной рельсовой цепи. Второй вариант — перемещающееся короткое замыкание изолирующих стыков. В этом случае срабатывание путевого реле от источника смежной рельсовой цепи имеет случайный характер. Время срабатывания реле И зависит от длительности короткого замыкания и может быть самым разнообразным.

Защита от короткого замыкания изолирующих стыков осуществляется временным способом. Она основана на независимости работы импульсного путевого реле от трансмиттерного реле смежной рельсовой цепи при исправных изолирующих стыках. Таким образом, реле И должно возбуждаться в момент времени, когда в смежную рельсовую цепь импульс не посылается. Поэтому достоверно можно считать, что путевое реле возбуждается от источника питания собственной рельсовой цепи и можно подзаряжать конденсаторы С2 и СЗ. Для выполнения этого условия в смежных рельсовых цепях применяют трансмиттеры КПТШ-5 с продолжительностью кодового цикла 1,6 с и КПТШ-7 с продолжительностью кодового цикла 1,86 с. Трансмиттеры работают асинхронно, и периодически возникают ситуации, когда в данной рельсовой цепи имеется импульс, а в смежной — интервал.