Ответы на экзаменационные вопросы № 1-48 дисциплины "Системы железнодорожной автоматики и телемеханики" (История и перспективы развития СЖАТ. Приём известительного кода в системе "Нева"), страница 19

 Выключение рабочей цепи происходит после полного перевода стрелки в крайнее положение при переключении контактов АП с 11-12 на 21-22. Реле ПС тоже выключается и своими тыловыми контактами подключает к линии обмотку реле К. После переключения контактов АП диод Д1 оказывается подключенным параллельно реле К во встречном направлении. Через контакт переброшенных поляризованных якорей реле К и ПС включается реле МК. Контроль положения стрелки на посту ЭЦ включается при наличии контрольного тока (фронтовой контакт реле К) и соответствии положения якорей К и ПС.

 Включение пусковых цепей схемы возможно только при соблюдении условий безопасности движения поездов по стрелке. Для этого в пупковые цепи включается фронтовой контакт реле 3 (проверка отсутствия установленного по стрелке маршрута) и контакт реле СП (контроль исправности и свободности рельсовой цепи стрелочной секции). Рабочая цепь контакта СП не содержит, поэтому электропривод заканчивает перевод стрелки после занятия ее рельсовой цепи подвижным составом. При повреждении рельсовой цепи перевод стрелки возможен после проверки ее исправности и фактической свободности от подвижного состава. В этом случае пусковая цепь может быть включена через контакт нажатой кнопки ВК.

 Из среднего положения стрелка может быть возвращена переводом рукоятки в положение "+". При этом включается левая (см. рис. 3) обмотка поляризованного якоря реле ПС. Контактами поляризованного якоря изменяется полярность тока в реле Р. Переключенными контактами реле Р и замкнутыми в начале предыдущего перевода рабочими контактами 41-42 АП к линии подключается другая обмотка возбуждения двигателя.

 В схеме используется принцип кратковременного включения пусковой цепи с пульта управления. Первоначальная цепь для реле ПС рвется контактом поляризованного якоря, поэтому его нейтральный якорь может быть длительно притянут только при наличии тока рабочей цепи в обмотке 0,35 Ом. При нарушении рабочей цепи реле ПС выключается и отключает источник питания от линии. Блокировка реле ПС по контрольной цепи через диод Д1 исключается включением в эту цепь сопротивления R4= 1000 Ом. Это сопротивление исключает также шунтирование диодом Д1 источника питания и цепи реле Р в начале перевода стрелки.

 В случае остановки стрелки в среднем положении при размыкании рабочей цепи схемы управления (перегорание предохранителя, размыкание блок контакта БК и т.д.) тыловыми контактами реле ПС к контрольному реле линейными проводами подключается цепь двигателя. При загрязнении и неплотном прилегании щеток коллектора под действием приложенного напряжения на коллекторе возникает электрическая дуга. Дуга обладает выпрямительными свойствами и может вызвать срабатывание нейтрального якоря реле К, что приведет к ложному контролю положения стрелки.

 Для предотвращения ложных срабатываний реле К в контрольную цепь включены дополнительные сопротивления R1, R2 и RЗ. Сопротивление R2 = 1000 Ом, ограничивающее ток короткого замыкания контрольной цепи, обеспечивает подъем нейтрального якоря реле К через собственный тыловой контакт. При размыкании тылового контакта К контрольная цепь сохраняется через КЗ = 10000 Ом, поэтому процесс срабатывания реле К в цепи с диодом Д1 сохраняется. Если же размыкание тылового контакта является следствием появления дуги на коллекторе, то включение в цепь КЗ уменьшает ток в ней ниже критического, и электрическая дуга гаснет.


32 Общая характеристика ЭЦМС. Пульт управления

Характеристика системы. Электрическая централизация с местным питанием (ЭЦМ) применяется на промежуточных станциях с числом централизованных стрелок до 15. Эта система была разработана, когда железнодорожные линии не обеспечивались надежным электроснабжением, и получила широкое распространение. Вновь она не проектируется, что объясняется, во-первых, повышением надежности внешнего электроснабжения, вследствие чего рассредоточивать аппаратуру и источники питания по горловинам станции экономически нецелесообразно. Во-вторых, современные преобразователи постоянного тока в переменный позволяют резервировать электропитание всех потребителей от центральной батареи даже при ненадежных источниках электроснабжения.