Организация работы Находкинского железнодорожного узла, страница 27

Работа составителя поездов связана с постоянными физическими и эмоциональными нагрузками, постоянными перемещениями в рабочей зоне. При сопровождении маневровых составов рабочим местом составителя часто является подножка грузового вагона. Труд составителя поездов, вручную расцепляющие вагоны на горке, характеризуется частыми заходами в пределы габарита подвижного состава и высокой интенсивностью выполнения производственных заданий.

Работа в любых метеорологических условиях и в ночное время; технологические операции с вагонами, загруженными пылящими грузами, а также проезд на подножках таких вагонов; неисправные или с конструктивными недостатками подножки вагонов; неисправность или отсутствие концевых кранов тормозных магистралей вагонов; неисправность цепочек и расцепных рычагов автосцепок – все это вносит дополнительный риск в труд составителя. В зимнее время работа усложняется громоздкой спецодеждой, что ухудшает подвижность человека, а также восприятие звуковых сигналов. Одним из факторов, ухудшающих условия труда составителя поездов, можно назвать плохое освещенние на станции в темное время суток, а кое-где и полное отсутствие освещения. Все вышеперечисленое может стать причиной травматизма составителя поездов.

Производственный травматизм с работающим на станционных путях отличается большим разнообразием причин и тяжести последствий. Выявление причин, порождающих несчастные случаии, и глубокий их ананлиз имеют большое значение в борьбе с производственным травматизмом, позволяют разработать профилактические мероприятия, направленные на улучшение условий и повышение безопасности труда.

Две трети несчастных случаев с составителями поездов происходит при выполнении маневровой работы, а наибольшее число при выполнении работ вручную: установка тормозных башмаков, расцепление вагонов, обслуживание стрелок.

Основные виды травм: ушибы (40 – 50% ) всех случаев, ранения   ( 25% ) , переломы ( 20% ), засорения глаз. Ушибы и переломы работники получают главным образом при падении с подвижного состава или перемещении по станционным путям. Падения происходят из-за посадки на подвижной состав и спрыгивание с него на ходу. Захламленность междупутий деталями подвижного состава и верхнего строения пути, кучами снега и льда, неправильное размещение оборудования на междупутьях, - причины падения при перемещении по путям. Падения при переходе путей перед движущимся подвижным составом оканчивается, как правило, несчастным случаем с тяжелыми последствиями.

Распределение травматизма среди составительских бригад по возрасту и стажу работы показано на рисунке 8.1, а и б.

Рисунок 8.1 – Распределение травматизма среди составителей поездов по возрасту (а) и стажу работы (б)

Составители поездов и их помощники в возрасте 20 – 25 лет, как правило, имеют стаж работы до одного года. Ошибки и нарушения правил техники безопасности этими работниками допускались вследствие неопытности и слабой дисциплинированности. Одна из причин роста травматизма среди работников в возрасте 35 – 50 лет ослабление контроля администрации за выполнением ими правил техники безопасности, в результате чего в момент опасности они использовали неправильные или даже опасные приемы работы.

Подводя итог вышесказанному, можно обозначить следующие основные причины травматизма составителей поездов:

-  несовершенство путевого развития станций;

-  неисправность или несовершенство конструкций подвижного состава (локомотивов и вагонов );

-   нарушение габарита приближения строений;

-   неудовлетворительное содержание междупутий;

-   использование несоответствующего условиям работы или требованиям охраны труда инструмента, оборудования и приспособлений;

-   нарушение технологических процессов выполнения отдельных операций;

-   необученность работающих безопасным приемам работы;