Соотношение уровня притязаний и самооценки, страница 7

«Реально самооценка появляется в подростковом возрасте». [15]  В этом возрасте изменяются когнитивные структуры, появляются возможности к интроспекции и потребность в самопознании.

Внешняя оценка начинает восприниматься критично. В ряде исследований доказано, что «наиболее значительный сдвиг с ориентации на оценку к ориентации на самооценку происходит в подростковом возрасте. Самооценка постепенно все более и более эмансипируется от оценок окружающих и приобретает все большее значение как регулятор поведения». [22, 23]

Процесс формирования самооценки на этой стадии «протекает на фоне высокой эмоциональности и связан с различными переживаниями». [30]

Для этого возраста характерны пробы себя в новых деятельностях, ситуациях, экспериментирование с социальными требованиями и нормами, что является необходимым для самочувствия.

Именно в подростковом возрасте происходит бурное развитие и становление самооценочного механизма. В это время появляется способность конструирования собственных значимых критериев самооценки, идет процесс дифференциации самооценки на систему частных и общих самооценок. Самооценочный механизм становится механизмом саморегуляции и регуляции деятельности.

Если в подростковом возрасте происходит только его становление, отлаживание; то в старшем школьном от его сформированности зависит успешность в процессе самоопределения.

Центральным моментом юношеского возраста является потребность и необходимость личностного, профессионального, социального самоопределения. [8, 9, 14, 17] «В этом возрасте особую значимость для индивида приобретает влияние будущего на его жизненный уклад и поведение. Проблемы выбора профессии, планирования будущего превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которой начинает вращаться вся деятельность, все интересы старшего школьника». [18] «Самооценочный механизм должен обеспечивать построение представлений о собственных ресурсах с точки зрения будущей жизни, планирование и структурирование собственного развития в будущем», тем самым, обеспечивая продуктивное самоопределение.

В ряде исследований приводятся подтверждения тому, что старшеклассники обладают сформированной самооценкой и, например, в сфере профессионального самоопределения могут оценить свои интересы, способности к тому или иному виду деятельности. [21]  В то время как в других отмечается отсутствие у старшеклассников целостной временной перспективы, в формировании которой немаловажную роль играет самооценочный механизм. [9, 20]

 Из обзора литературы по этому поводу можно сделать  вывод, что вопрос об особенностях самооценки старшеклассников, критериях ее сформированности и условиях, при которых становится самооценочный механизм, не имеет однозначного ответа и остается открытым.

В случае, когда самооценку рассматривают как механизм саморегуляции и регуляции деятельности, выделяют несколько ее видов по временной отнесенности:

-  прогностическую;

-  актуальную;

-  ретроспективную.

Под прогностической самооценкой понимается предварительная оценка своих возможностей по выполнению задания. Она связана с развитием у человека способности к прогнозированию и характеризуется глубиной осуществляемого прогноза, степенью его обоснованности и вероятности.

Основная функция ретроспективной самооценки – фиксирование итогов деятельности, достигнутых субъектом уровней развития.

Функции актуальной самооценки – определение субъектом правомерности своих действий по ходу развертывания деятельности и планирование их коррекции. [11, с. 12 - 13]

Было доказано, что ретроспективная и прогностическая самооценки становятся в онтогенезе неравномерно, асинхронно; причем ретроспективная опережает прогностическую.

В старшем школьном возрасте, когда обсуждают критерии сформированной самооценки, в том числе говорят и о «единстве, согласованности внутренней структуры самооценки и различных ее аспектов». [11]