Соотношение уровня притязаний и самооценки, страница 3

В некоторых случаях Р. Бернс четко не разводит понятия «Я-концепция» и «самооценка» и употребляет их как синонимы, тем самым, указывая на сходство в строении и выполняемых функциях. Описывая структуру собственно самооценки,  выделяет в ней те же составляющие, что и в Я-концепции.

В определении К. Куперсмита «Самооценка – это личностное суждение о собственной значимости». У М. Розенберга «Самооценка – это позитивная или негативная установка на себя. Это присущее индивиду чувство собственной ценности, которое   является сугубо личным и субъективным психологическим состоянием.  Это чувство вырабатывается, поддерживается человеком и проявляется в тех или иных реакциях». [2]

В концепции Р. Ризонера самооценка отождествляется с самопринятием.

Р. Ризонер определяет самооценку как «степень удовлетворенности собой, степень достоинства личности, ее ценности и степень уверенности в собственных возможностях».  В связи с этим он выделяет пять условий, при которых возможно появление высокой, адекватной самооценки:

1.  чувство безопасности, которое создается за счет отсутствия тревоги, напряженности;  в атмосфере принятия, уважения к собственной личности; что  позволяет раскрыть многие способности.

2.  чувство идентичности, «содержащее в себе знание своих сил, недостатков»; характеризуется внутренней целостностью и непротиворечивостью различных «Я»; развивается как результат личного опыта.

3.  чувство принадлежности, являющееся проявлением потребности в принадлежности, социальном принятии, идентификации, общности с какой-либо группой.

4.  чувство целеустремленности, появляющееся в результате личностных достижений, необходимых для подтверждения самооценки, ощущения собственного развития.

5.  чувство личной компетентности, т.е. умение применять имеющиеся знания для решения проблем.

Из обзора зарубежных концепций можно сделать определенный вывод о специфике понимания самооценки: подчеркивается ее ценностный аспект. Самооценка определяется как эмоционально – ценностное отношение личности к себе и отражает степень самопринятия и самоуважения. Наряду с термином «самооценка» в качестве синонимов употребляются и другие. В языке нет специального различения терминов «самопринятие», «самооценка», «самоуважение», «самоотношение». Все они объединяются одним словом «self-esteem». Вследствие этого специфика самооценки теряется.

Вслед за зарубежными исследователями некоторые отечественные психологи придерживаются такой же интерпретации самооценки. Но к такому пониманию добавляется выделение собственно оценочной специфики, и самооценка уже рассматривается как механизм саморегуляции и регуляции деятельности.

В своей структурно-динамической концепции А.В. Захарова определяет самооценку как «эмоционально-ценностное отношение к себе». [10, 11] Говоря о структуре самооценки, выделяет два компонента: «первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворенности собой». В таком понимании неизбежно происходит смешение «Образа Я» и самооценки.

Л.И. Корнева считает, что основу когнитивного компонента самооценки составляют «операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможных рассогласований этих величин». [11, с. 8 - 9]

По мнению Л.В. Бороздиной самооценка – это когнитивное образование, которое определяется как «наличие критической позиции по отношению к тому, чем обладает индивид; это именно оценка имеющегося потенциала с точки зрения определенной системы ценностей». Именно самооценка «задает модус самоотношения (позитивного или негативного)». [5]

М.И. Боришевский рассматривает самооценку как «суждения человека о степени наличия у него качеств, свойств в соотнесении их с определенными эталонами». [3]

Надо сказать, что вопрос о соотношении когнитивного и эмоционального аспектов самооценки является достаточно спорным. Ряд авторов указывает на тесную связь самооценки и мышления.