Соотношение уровня притязаний и самооценки, страница 14

-  наличие прошлого опыта в решении подобных задач – 1;

(«раньше решал похожие задачи»)

В описаниях условий, необходимых для более успешной деятельности (дефицитов),  представлены как внешние, так и внутренние. В большинстве случаев подробно описываются именно внешние. К наиболее часто упоминаемым относятся:

-  недостаток времени – 17;

-  необходимость привычной обстановки – 14;

(Причем понимание «привычной обстановки» достаточно индивидуально, например: «дом, там спокойно, нравится находиться, лучше соображается» -4; «если бы был один» – 2; «в тихой обстановке, в тишине» – 3; «если бы была музыка, телевизор» – 2; «в классе, на уроках, где есть помощь других и чувствуешь себя раскованнее» – 1; «в другой комнате, учительская – нелюбимое место» - 1; «на задней парте в классе, где все заняты своим делом и не обращают на меня внимания» - 1).

-  наличие внешней оценки, поощрения – 4;

(«если бы это была олимпиада, и надо было занять место»; «в школе, на оценку»; «за денежное вознаграждение»; «в школе – там напрягаться надо»).

-  другое время проведения исследования – 3;

(«пораньше», «утром, до занятий», «перед контрольной»).

-  предварительное представление о сложности заданий – 2;

(«многое зависит от задачи», «если знать заранее уровень сложности»).

-  привлечение дополнительных средств – 2;

(«решебник», «если бы записывал»).

-  наличие других неотложных дел – 2.

(«если бы не торопился», «бежать надо»).

В описаниях внутренних условий присутствуют указания на:

-  необходимость лучшей самоорганизации – 12;

(«внимательность», «сосредоточиться», «не отвлекаться», «серьезней подумать, поразбираться» - 8; «морально подготовиться, настроиться» – 4).

-  определенное состояние – 13;

(«желание, вдохновение» – 2; «лучшее настроение» – 5; «хорошее самочувствие, отсутствие усталости» – 4; «отсутствие страха, волнения» – 2).

-  недостаточность интеллектуального ресурса – 3;

(«мозгов побольше», «если бы была умнее», «память получше»).

-  отсутствие знаний о своих возможностях в данной ситуации – 1.

(«если бы примерно знал о своих возможностях»).

Отдельно можно выделить такое условие как

-  необходимость предварительной тренировки – 11.

(«не решал давно подобных задач», «побольше таких занимательных задач решать», «почаще бы проводили подобные эксперименты», «потренироваться», «если бы дома  этим занимался»).

Встретилось несколько случаев, в которых старшеклассники не могли выделить необходимые условия: «не знаю» – 2; «чего-то не хватает»; и 1 случай, в котором «ничего бы не потребовалось».

Поскольку задачей для испытуемых в методике Ф. Хоппе было заработать как можно больше баллов, то, исходя из задачи, полученные тактики поведения можно разделить на:

1.  продуктивные

2.  непродуктивные

Продуктивные характеризуются адекватным, лабильным уровнем притязаний, т.е. из всех выбранных заданий хотя бы 2/3 решены; выбор последующих заданий в какой-то степени осуществляется из учета предыдущих достижений, что свидетельствует о работе самооценочного механизма как механизма саморегуляции и регуляции деятельности. Для этой группы не удалось выявить какие-то специфические особенности самооценки, поскольку в обоснованиях присутствуют как указания на собственные возможности и соотнесение их с трудностью заданий, так и на любимые числа, случайность выбора и т.п., т.е. представлены все типы обоснований притязаний. В выделенных дефицитах есть указания, как на внутренние, так и на внешние. Если соотносить полученные данные по методике Ф. Хоппе  с результатами методики Шварцландера, то в этой группе представлен весь диапазон результатов. Выделенную группу составляет большинство испытуемых – 82%.

Непродуктивные характеризуются неадекватным и ригидным уровнем притязаний. Для испытуемых этой группы характерны выборы заданий высокого уровня, отсутствие правильных решений и, тем не менее, упорные попытки себя на этих же уровнях, аффективные реакции на неуспех («аффект неадекватности»). Если говорить об особенностях самооценки, то она неадекватная, поскольку испытуемые ориентированы на высокие достижения без учета собственных возможностей. В обоснованиях встречаются указания на эмоциональные предпочтения («захотелось», «цифра понравилась»); любимые, счастливые числа; случайность выбора («наугад», «как в лотерейке», «просто так брал»). В выделенных дефицитах представлены практически только внешние: «времени не хватило», «обстановка не та», «задачка не та попалась» и т.п. Если соотносить результаты с результатами методики Шварцландера, то для этих испытуемых характерен низкий и завышенный уровень притязаний. Эту группу составляют 18% испытуемых. В этих случаях самооценка не является механизмом саморегуляции и регуляции деятельности.