Соотношение уровня притязаний и самооценки, страница 5

1.  отражение предмета оценки (на уровне образа, представления, понятия);

2.  актуализация, выбор или реконструкция оценочного основания (обобщенного эталона);

3.  сравнение (сопоставление, сличение) предмета с основанием.

Выделяют два способа отражения отношений:

1.  когнитивный. На этом уровне отражаются отношения превосходства.

2.  эмоциональный. Отражаются отношения предпочтения.

 Соответственно выделяют две формы выражения оценок:

-  оценочное суждение (вербальная форма)

-  оценочное переживание (аффективная форма)

Оценочный процесс может протекать на обоих уровнях.

«Уровень, на котором будет протекать оценивание в конкретном случае, зависит как от общих факторов развития познавательных возможностей субъекта и уровня развития его оценочной функции, так и от ситуативных факторов, т.е. от потенциально возможной и актуальной ситуации».

В уровневой модели самооценки представлены три уровня:

1.  Самооценка как процесс и результат этого процесса;

2.  Самооценка как устойчивое психическое образование;

3.  Самооценка как свойство личности.

Описываемая модель претендует на статус общепсихологической и позволяет максимально полно обобщить большинство известных концепций самооценки.

Остановимся на каждом уровне подробнее.

1.  Самооценка как процесс (самооценивание или процессуальный аспект самооценки) – «это всегда актуальное явление, т.е. протекающее лишь «здесь и сейчас», а потому оно может участвовать только в актуальном процессе саморегуляции». Самооценка-результат «характеризует готовый результат процесса оценивания и в зависимости от природы базового оценочного процесса принимает соответствующую форму вербального суждения или эмоционального переживания. Самооценка-результат может храниться в памяти и как отдельная единица участвовать в актуальных и будущих процессах поведения и саморегуляции».

2.  Самооценка как интегрально-устойчивое образование состоит из самооценок-результатов. Ее устойчивость обеспечивается за счет хранения ее в оперативной и долговременной памяти, из которой она извлекается для самоанализа и самоосмысления. Время от времени под влиянием новых оценок и самооценок возможен пересмотр своей самооценки». Данную самооценку можно назвать «знаемой» интегральной самооценкой, поскольку для ее сообщения не требуется производить «дополнительных сопоставлений», т.е. процесса оценивания.

В таком понимании самооценка близка к понятию «Образ Я», но «Образ Я» – описательная категория.  Как отмечает Н.А. Батурин: «Даже информацию, полученную в виде дескриптивных (описывающих) суждений, человек склонен перерабатывать в оценочные суждения как более компактные и более пригодные для использования в процессе саморегуляции».

3.  Самооценка как свойство личности. Сущность этого способа сохранения устойчивости состоит не в интеграции и запоминании «готовых» самооценок-результатов, а в постоянстве воспроизводства одних и тех же оценок в оценочном процессе (при условии стабильности объекта оценки, а им является сам человек, и основания, в качестве которых выступают мотивационная сфера, система целей, норм, идеалов). Данная трактовка самооценки схожа с понятием «Я-концепция». Являясь свойством личности, самооценка «обнаруживает себя не только в отношении к себе, но и во внешних отношениях с людьми, в выполнении деятельности: выборе целей, притязаниях и т.д.»

«Самооценка как свойство личности воспроизводится в реальном поведении и деятельности, обнаруживая при этом потенциально заключенные в ней отношения; самооценка как актуальный процесс в характерной для нее форме отражает эти отношения, а устойчивая самооценка интегрирует в себе результаты полученных отношений».

Представленные уровни оценочных явлений составляют оценочную функцию психики.  «Это функция, реализуемая особым системным образованием психики, состоящим из оценочных явлений разного уровня, объединенных в структуру и выполняющих регуляторные функции, предназначенные, в конечном счете,  для обеспечения сохранения целостности и направленного развития человека как организма и личности». [1]