Соотношение уровня притязаний и самооценки, страница 2

Помимо самооценки в сфере целеполагания присутствует категория «уровень притязаний», в общем виде определяемая как уровень трудности выбираемых субъектом целей; тоже имеющая определенную традицию изучения, заложенную Ф. Хоппе, К. Левиным, Х. Хеккаузеном и др.

Вопрос о соотношении уровня притязаний и самооценки в выборе целей различного уровня трудности на сегодняшний день не имеет однозначного ответа. Сами категории часто отождествляют, не принимая во внимание их специфику. В нашем исследовании обсуждаемые понятия разводятся и рассматривается их соотношение.

Мы предполагаем, что соотношение уровня притязаний и самооценки  можно определить через специфику тактики выбора целей. Анализ таких характеристик уровня притязаний как адекватность, динамика, обоснованность позволяет делать предположения о работе самооценочного механизма.

Цель исследования: рассмотрение соотношений уровня притязаний и самооценки в выделенных тактиках выбора целей.

Объект: тактики выбора целей.

Предмет: соотношения уровня притязаний и самооценки.

Методы: моторная проба Шварцландера, методика изучения уровня притязаний Ф. Хоппе.

Задачи:

1.  Выделить основные тактики выбора целей (по результатам методики Ф. Хоппе);

2.  Изучить основные характеристики уровня притязаний;

3.  Сделать предположения о соотношениях уровня притязаний и самооценки и о роли самооценочного механизма в ситуации выбора целей различного уровня трудности.


Глава 1. Проблема изучения самооценки в психологии.

 1.1  Обзор зарубежных и отечественных концепций самооценки.

Проблеме самооценки посвящено значительное количество исследований, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Многообразие интерпретаций данного феномена свидетельствует о его сложности и многогранности.  Известные на сегодняшний день концепции самооценки отличаются  спецификой ее понимания и изучения. В связи с этим возникает проблема многозначности терминологии, «размытости концептуального аппарата» и невозможности сопоставления результатов исследований.

Основным моментом, порождающим противоречия в изучении самооценки, является «нечеткость… и неустойчивость дифференциации категорий» самосознания. Соотношения между категориями «самооценка», «самоотношение», «самоуважение», «самопринятие», «Образ Я», «Я-концепция» «довольно произвольны и зависят от индивидуальных позиций авторов». [1]

Наряду с концепциями, в которых самооценка отождествляется с «самоотношением», «самопринятием», «Образом Я», есть работы, в которых указывается на «несводимость самооценки к другим компонентам и функциям  самосознания» и обсуждается «необходимость выделения ее специфики и уяснения сущности». [5]

В зарубежной психологии самооценка рассматривается в качестве составляющей такого глобального психического образования как «Я-концепция». По определению Р. Бернса «Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Это устойчивая система, определяющая специфику восприятия личностью окружающего мира, ее общее отношение к себе. В состав этой системы входят:

1.  описательная компонента – «Образ Я», представляющий собой «единство знаний индивида о себе разной степени осознанности, дифференцированности и обобщенности».

2.  оценочная компонента – собственно самооценка, определяемая как  аффективная оценка представлений о себе,  эмоционально-ценностное отношение человека к себе.

3.  и поведенческая, порождаемая «Образом Я» и самоотношением.

В данной концепции самооценка отражает степень развитости у индивида чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношения к себе, т.е. подчеркивается ценностный аспект самооценки. Негативная самооценка свидетельствует о негативном отношении к своей личности, непринятии себя и самоотрицании. Позитивная обеспечивает самопринятие и самоуважение.