Ответственность за неправильное использование перевозочных средств, страница 8

   Штраф за недогруз подвижного состава взыскивается независимо от того, определял массу отправитель или железная дорога.

   Регулирование взаимоотношений по расчетам за перевозку между грузополучателем и грузоотправителем  осуществляется  с  учетом  выполнения технических норм загрузки, а при ее отсутствии - с учетом фактического использования грузоподъемности (вместимости) перевозочных средств следующим образом:

   1. Тариф на перевозку возмещается грузополучателем грузоотправителю полностью, если погрузка осуществлена  в  соответствии  с  технической нормой загрузки, а при ее отсутствии - с утвержденной железной дорогой схемой. Во втором случае делается соответствующая отметка в железнодорожной накладной.

   2. В случае невыполнения технической нормы или использования грузоподъемности перевозочных средств,  грузополучатель не возмещает грузоотправителю всю сумму провозной платы.  Например, при тарифе 3000 рублей,  фактическая масса груза 45 т и технической норме загрузки вагона 50 т возмещению подлежит 3000 45/ 50 = 2700 рублей.  В рассматриваемом примере  отправитель  теряет за недогруз до технической нормы 3000 - 2700 = 300 рублей.

   При отсутствии утвержденных норм загрузки расчет вышеуказанных сумм может производиться на основании акта произвольной формы, подписанного не менее чем двумя должностными лицами грузополучателя.  В акте должна быть  отражена  степень  фактического  использования  грузоподъемности (вместимости) перевозочных средств и возможность большей загрузки  вагона или контейнера при условии применения схемы погрузки, обеспечивающей сохранность перевозимого груза.

   3. При введении предоплаты стоимостью груза с включением в него тарифа излишне уплаченная часть тарифа взыскивается безакцептном  порядке.  Для этого в банк предъявляется платежное требование со ссылкой на акт приемки продукции по количеству, копия которого прилагается к требованию.

   4. В  случае возмещения тарифа после поступления груза,  получатель вправе заявить частичный отказ от акцепта требования.  Уставленный недогруз вагонов  и  контейнеров  должен быть документально подтвержден. Подобная ситуация может возникнуть при цене  на  продукцию  франко-вагон-станция назначения,  когда тариф на перевозку не включается в счет на оплату грузов.

   Вышеуказанный порядок  корректировки провозных платежей распространяется и на предприятия железнодорожного транспорта при выполнении ими погрузки своими силами (кроме перегрузки импортных грузов на пограничных станциях).

   Хозяйственные суды  при  обращении грузоотправителей с исками к железной дороге о возврате списанных в безакцептном порядке  штрафов  за недогруз вагонов рассматривают возникшие имущественные споры исходя из утвержденных технических норм.

   Ряд грузоотправителей  указывают  в железнодорожных накладных завышенную массу груза по следующим причинам:

   1) установить  недогруз  станция может только при контрольной перевеске вагонов,  которую железная дорога не имеет возможности выполнить в полном объеме. Кроме того, ст.39 УЖД предусматривает лишь выборочное взвешивание;

   2) железной дороге выгодно фиктивное увеличение массы груза в документах, так как улучшаются качественные и количественные показатели ее работы, увеличиваются доходы,  а следовательно растут фонды материального стимулирования, премии;

   3) в  правовых актах следует увязывать нормы отгрузки при поставках продукции (товаров) с техническими нормами загрузки  вагонов,  которые следует повышать  после  разработки  и внедрения прогрессивных методов размещения грузов в вагонах;

   4) реализация  повышенных  технических норм требует дополнительного времени на более плотную и тщательную укладку,  дополнительное крепление, применение технических средств на уплотнение сыпучих грузов в вагоне, что  не  учитывается  железной  дорогой  при  установлении  норм простоя вагонов.  Это  вызывает необходимость уплаты грузоотправителем штрафа за сверхнормативный простой вагонов. В связи с этим клиент идет на указание  фиктивной массы груза в накладной,  чтобы избежать уплаты штрафа за недогруз вагонов (контейнеров) или за простой их сверх нормы.