Ответственность за неправильное использование перевозочных средств, страница 5

   - на  станции,  но  только  при их погрузке или выгрузке средствами отправителя или получателя (другие причины во внимание не берутся).

   Штраф и  убытки  за  повреждение  (утрату)   съемных   перевозочных средств,  предоставляемых  железной дорогой,  подлежат взысканию независимо от причины и места повреждения (утраты): на станции, подъездном пути, порту, пристани, складах грузоотправителя или грузополучателя.

   В остальных случаях за повреждение по вине  предприятия  вагонов  и контейнеров  железная  дорога вправе требовать только возмещения убытков. Например, при возникновении повреждения на станции в процессе перевозки груза, а не во время грузовых операций.

   Пример. Грузоотправитель нарушил Правила перевозок грузов.  По этой причине в пути следования сгорел вагон. Вагонное депо предъявило иск к грузоотправителю о взыскании штрафа. Хозяйственный суд в иске отказал, так как взыскание штрафа законодательством не предусмотрено.

   В данном примере следовало предъявить иск не о взыскании штрафа,  а о возмещении убытков, вызванных неправильной погрузкой (часть 2 ст.162 УЖД).

   Пример. В  процессе  маневровой  работы  на подъездном пути по вине ветвевладельца  произошел  сход  вагонов.  Отделение  железной  дороги предъявило  иск  к ветвевладельцу о взыскании штрафа за сход вагонов с рельсов,  которые не были повреждены. Техническими актами был зафиксирован  только  сход колесных пар вагонов с рельсов.  Хозяйственный суд отклонил иск по следующим причинам:

   - с виновного предприятия взыскиваются затраты, понесенные вагонным депо по устранению повреждения вагонов,  узлов и деталей, производству осмотра, освидетельствования и ремонта колесной пары, подъему, выкатке и транспортировке тележки,  колесной пары и вагона по расценкам предприятия,  производящего ремонт,  а также штраф, предусмотренный ст. 162 УЖД.  Штраф исчисляется исходя из стоимости поврежденных деталей вагона;

   - с учетом первого пункта при сходе с рельсов и не повреждении  вагона отсутствуют правовые основания для взыскания штрафа.  Поэтому железная дорога вправе требовать только  возмещения  убытков,  вызванных осмотром и освидетельствованием колесной пары.

   Факт повреждения  вагона,  контейнера  или   съемных   перевозочных приспособлений удостоверяется:

   - актом общей формы (пункт "ж" §2 раздела 37 Правил);

   - техническим  актом на каждый вагон формы ВУ-25 в случаях столкновения или схода,  требующего заводского, деповского ремонта или исключения из инвентаря;

   - техническим актом формы ВУ-25а при повреждении вагона, требующего текущего ремонта;

   - техническим актом формы ВУ-25к в случаях повреждения и  необходимости текущего ремонта контейнера.

   В актах должно быть указано  наименование  предприятия;  фамилии  и должности работников, виновных в повреждении; конкретные нарушения ими Правил и Инструкций;  перечень поврежденных деталей вагона и их  стоимость; стоимость работ по восстановлению вагона и суммы штрафа.

   Пример. Вагонное депо предъявило иск к грузополучателю о  взыскании убытков и штрафа за повреждение вагона. Материалами дела установлено:

   - в процессе выгрузки грузополучателем была сорвана дверь вагона, а затем установлена на место;

   - вагонное депо не предъявило документы, удостоверяющие факт ремонта или замены двери;

   - в техническом акте отсутствовали данные о повреждении деталей вагона (двери).

   Хозяйственный суд в иске отказал,  так как железная дорога не доказала  размера убытков,  поэтому она не вправе требовать штрафа в соответствии со ст. 162 УЖД.

   Факт повреждения  перевозочных средств и приспособлений должен быть зафиксирован не позднее времени их возврата, так как предприятие отвечает  за сохранность вышеуказанных объектов с момента их приема от железной дороги и до момента возврата перевозчику.  Поэтому  акты  общей формы и технические,  составленные после этого срока, не имеют доказательной силы.

   7.4. Ответственность за недогруз перевозочных средств