Ответственность за неправильное использование перевозочных средств, страница 4

   2) при повреждении вагона (контейнера) настолько, что его невозможно  или  нецелесообразно  ремонтировать,  по согласованию с дорогой он исключается с инвентарного парка.  Размер  штрафа  определяется  стоимостью  всех  повреждений (утраченных) частей вагона в соответствии со ст. 162 УЖД.

   Клиенты обязаны  возместить  железной дороге убытки,  нанесенные ей вследствие повреждения подвижного состава.  В размер убытков  включается:

   1) стоимость поврежденного имущества,  стоимость ремонта, накладные расходы и другие понесенные железной дорогой затраты;

   2) недополученная прибыль,  образуемая в результате изъятия из оборота поврежденного вагона (из дохода,  приносимого в сутки одним вагоном рабочего парка,  вычитаются затраты на ремонт,  отнесенные на одни сутки). В случае исключения из инвентарного парка вагона (контейнера, перевозочных  приспособлений) убытки слагаются из первоначальной стоимости вагона за минусом амортизационных отчислений,  начисленных до  момента его повреждения,  и расходов по разборке вагона. Стоимость пригодных к употреблению деталей подлежит исключению из размеров убытков.

   Особенности возложения ответственности за повреждение вагонов (контейнеров, приспособлений):

   1. Погрузочно-разгрузочные  работы выполняются другими организациями,  которые повредили перевозочные средства.  В  такой  ситуации  ответственность  возлагается на грузоотправителя (грузополучателя),  так как он состоит в договорных отношениях с указанной организацией а не с железной дорогой.

   2. Грузоотправители и  грузополучатели  обслуживаются  предприятием промышленного  железнодорожного транспорта (ППЖТ),  основным ветвевладельцем или другими подобными организациями, которые принимают и сдают железной дороге вагоны .  Установленные ст. 162 УЖД санкции за повреждение перевозочных средств подлежат взысканию с ППЖТ,  основного  ветвевладельца,  потому что дорога практически не может определить истинного виновника повреждения вагона.  В  свою  очередь  эти  предприятия вправе взыскать штрафы и убытки с виновного контрагента в порядке регресса.

   3. Порт (пристань) несет ответственность в соответствии со ст.  162 УЖД за повреждение перевозочных средств и приспособлений в случаях:

   - выполнения грузовых операций при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении;

   - осуществления  транспортно-экспедиционной  обработки экспортных и импортных грузов по договорам с внешнеторговыми организациями;

   - приема  и  сдачи  от железной дороги груженых и порожних вагонов, контейнеров по  договорам  с  грузоотправителями  (грузополучателями).

Порт  (пристань)  освобождается  от ответственности,  если докажет что повреждение или утрата перевозочных средств и приспособлений произошли не в порту (пристани).

   4. Автопредприятия,    осуществляющие    транспортно-экспедиционное обслуживание, несут ответственность согласно ст. 162 УЖД:

   - при погрузке и  выгрузке  на  станции  перевозочных  средств  ответственность автопредприятия исключена, так как грузовые операции выполняются средствами железной дороги;

   - с момента передачи контейнеров автопредприятию (постановки на автомобиль) и до момента их возврата железной дороге на это  предприятие возлагается  ответственность за повреждение контейнеров,  так как согласно ст. 68 УЖД экспедитор приравнен к грузоотправителям и грузополучателям.

   Размер имущественной ответственности  за  повреждение  перевозочных средств зависит от места возникновения, причины повреждения, вида поврежденного имущества.  В связи с  этим  ст.  162  УЖД  предусматривает взыскание только убытков или штрафа и убытков.

   Ответственность в виде уплаты штрафа и убытков наступает за повреждение вагонов и контейнеров:

   - на железнодорожном подъездном пути,  в порту, на пристани, строящейся  железнодорожной  линии.  Ответственность  не зависит от причины повреждения.  Например, при производстве грузовых операций, маневровой работе,  неудовлетворительном  содержании  ветвевладельцем подъездного пути,  погрузочно-разгрузочных  механизмов,  несоблюдение  габарита  и т.п.;