Ответственность за неправильное использование перевозочных средств, страница 6

   Подаваемые под перевозку грузов вагоны и  контейнеры  грузоотправитель  обязан  загружать до технических норм или полной их грузоподъемности (вместимости) (ст. 47 УЖД).

   Общесетевые технические нормы загрузки вагонов и контейнеров публикуются  в  сборниках  Правил  перевозок  и  тарифов   железнодорожного транспорта.

   Для выпускаемой продукции сравнительно небольшим  количеством  вводятся  местные  нормы,  устанавливаемые начальником железной дороги по согласованию с грузоотправителями (ст. 47 УЖД).

   В процессе  утверждения технических норм загрузки вагонов и контейнеров:

   - в  определенных случаях учитывается необходимость предварительной подготовки груза к перевозке:  затаривание,  прессование,  разборка по узлам , пакетирование и т.п.;

   - комиссионно осуществляется погрузка опытных партий с целью  определения оптимальной схемы размещения груза.

При согласовании объемов перевозок грузов  грузоотправители  должны руководствоваться  техническими нормами загрузки вагонов и контейнеров и должны представлять предложения по более рациональному использованию грузоподъемности и вместимости средств перевозки грузов (§8, 16 раздела 1 Правил перевозок грузов).

   Недогруз вагонов  (контейнеров)  приводит  к нерациональному их использованию и влечет за собой дополнительные транспортные затраты.

   Железной дороге принадлежит право определять необходимое количество вагонов и контейнеров для перевозки. Она вправе изменить число вагонов и контейнеров в соответствии с техническими  нормами  (§25  раздела  1 Правил перевозок грузов).

   Грузоотправители обязаны:

   - загружать  перевозочные средства не ниже технических норм,  а при их отсутствии - до полного использования вместимости крытого подвижного состава  или  габарита погрузки при перевозке на открытом подвижном составе;

   - не  превышать  грузоподъемности перевозочных средств с учетом допускаемых норм перегруза;

   - соблюдать технические условия погрузки и крепления грузов,  а при их отсутствии - утвержденные чертежи и схемы,  что позволит обеспечить безопасность движения.

   В случае невыполнения обязанности по рациональной загрузке  перевозочных средств  начальник  станции  отправления имеет право отказать в приеме недогруженного до технических норм (полной вместимости или грузоподъемности) подвижного состава и потребовать его догрузки. До окончания догрузки подвижной состав не снимается с ответственного  простоя грузоотправителя.

   В отдельных ситуациях полная загрузка может быть исключена по  особым условиям перевозки. Например, нельзя требовать догрузки вагона еще одним неделимым местом (пачкой,  слитком и т.п.,  если будет превышена грузоподъемность вагона с учетом допускаемого перегруза  или  установленный габарит погрузки.

   Факт недогруза  подвижного  состава  или отказ выполнить требование начальника станции должен удостоверяться составлением акта общей формы на станции отправления или на станции, обнаружившей недогруз.

   За весовой или объемный недогруз вагонов и контейнеров массой брутто 10,  20  и 30 тонн общего парка взыскивается штраф в соответствии с Тарифным руководством N 1. В отношении контейнеров массой брутто менее 10 тонн,  а  также  при  перевозке  домашних вещей в контейнерах любой массы, штрафные санкции не предусмотрены.

   В случае догрузки отправителем перевозочных средств в  пункте  погрузки ответственность за недогруз не наступает. Штраф за недогруз, обнаруженный в пути следования или на станции назначения, взыскивается с грузоотправителя через станцию отправления на основании акта,  составленного станцией, обнаружившей недогруз. Возложение ответственности на грузополучателя в данной ситуации является незаконным.

 Особенности расчета  недогруза  перевозочных  средств и ответствен-

ности за его невыполнение:

   1) не допускается определять недогруз  как  разность  между  массой груза в накладной и фактической массой, определенной при взвешивании;