Ответственность за неправильное использование перевозочных средств, страница 7

   Пример. Управление железной дороги  взыскало  с  отправителя  груза штраф за недогруз вагонов в сумме 10528 рублей.  Грузоотправитель обратился с иском о возврате этой суммы. В акте общей формы зафиксировано, что станция отправления перевесила вагоны с грузом и установила недогруз по сравнению с данными в накладной.  Штраф был начислен за разницу между данными  в натуре и массой,  указанной отправителем в накладной. Хозяйственный суд принял решение о возврате грузоотправителю всей суммы, так  как  в  соответствии со ст.159 УЖД железная дорога вправе начислять штраф за недогруз вагонов до технической нормы. Данное обстоятельство было нарушено железной дорогой.

   2) разрешается выявлять недогруз как  разность  между  техническими нормами и массой груза,  указанной отправителем в железнодорожной накладной;

   Пример. Грузоотправитель  обратился  с  иском  в  железной дороге о возврате суммы штрафа за недогруз против технических норм был  определен исходя  из указанной в накладных.  Хозяйственный суд данную ссылку признал несостоятельной и иск о возврате штрафа отклонил.

   3) ответственность наступает за недогруз не только общесетевых,  но и местных технических норм;

   4) выполнение технических норм должно обеспечивать сохранность груза и не противоречить требованиям ГОСТа или ТУ;

   Пример. Грузоотправитель  загрузил  в  вагон  конструкционный шифер стопами по 100 листов в каждой,  что составило 45 т.  Этот способ погрузки соответствует  ГОСТу,  при  этом  бой шифера при транспортировке составляет 4,1 .  Для выполнения технической нормы требовалось грузить шифер стопами по 150 листов.  Это позволило бы загрузить в вагон 58 т, но бой шифера составил бы 16,5 .  В данной ситуации выполнение  технической нормы  не способствует обеспечению сохранности груза и противоречит ГОСТу.  В связи с этим железная дорога не имеет права взыскивать с грузоотправителя штраф за недогруз вагона [9].

   5) не выполнение технической нормы загрузки вагонов по вине  железной дороги лишает её права применять штрафные санкции. Например, подача полувагонов с заваренными торцевыми дверями для погрузки леса в три штабеля, где требуется открытие торцевых дверей. В данной ситуации лицо, не  исполнившее обязательство по вине другой стороны освобождается от ответственности за недогруз. Кроме того, в этом случае при планировании перевозок груза в тоннах и вагонах, железная дорога обязана предоставить грузоотправителю дополнительное количество вагонов  для  выполнения согласованного объема перевозок.

   С другой  стороны,  отправитель  за счет уплотненной погрузки может поместить в вагон больше груза,  чем предусмотрено техническими нормами. В такой ситуации,  при планировании груза в тоннах и  вагонах,  на отправителя  не может возлагаться ответственность за невыполнение согласованного объема перевозок в вагонах (ст.32,  п.  "д"  ст.145  УЖД).Кроме того, за каждую тонну груза, дополнительно помещенную в вагоны в результате уплотненной загрузки,  железная дорога обязана  перечислить грузоотправителю часть доходов от грузовых перевозок.

   При планировании  перевозок грузов в вагонах.  Количество высвобожденных вагонов в результате уплотненной загрузки отмечается в  учетной карточке.

   Техническая норма загрузки вагона (контейнера) указывается грузоотправителем в железнодорожной накладной, а при ее отсутствии - делается оговорка.

   Ответственность грузоотправителя  за перегруз вагонов сверх норм не предусмотрена. При обнаружении перегруза грузоотправитель  обязан  его выгрузить. Однако  это  не  исключает возможности возложения на него и грузополучателя ответственности за убытки, причиненные таким нарушением правил погрузки.  Например,  если в результате перегруза вагона или контейнера, железная дорога имеет убытки вследствие повреждения  перевозочных средств,  грузоотправитель  или  грузополучатель  обязан возместить дороге убытки по правилам ст.162 УЖД.